Головна

Про нас

Останній номер

Архів номерів

Статті

Замовити друкований варіант

Пожертвування

Інтернет-ресурси

Гостьова книга

Новини Церкви ХВЄ України


Актуальне запитання

Адреси церков ХВЄ та розклад богослужінь

 




Цікаве у друзів

Ее величество Традиция в евангельских церквях

Хотим мы того или нет, но каждому из нас приходится иметь дело с вопросами об отношении к традиции. Этот вопрос часто возникает, когда сталкиваются интересы разных поколений, актуальной становится проблема «отцов и детей». Когда мы переезжаем на другое место жительства, нам приходится знакомиться с традициями, чтобы знать, как вести себя на новом месте. Из-за вопроса о традиции всегда были споры, недопонимания и иногда даже войны.

Собственно, даже Реформация, начатая Мартином Лютером и поддержанная другими реформаторами, затронула, главным образом, вопрос Традиции. И, если мы внимательно посмотрим на историю человечества, то найдем во всех веках и во всех народах формирование традиции, уклада жизни человека и людей, ставящих под сомнение ее право на существование.

Что такое традиция? Хороша она или плоха? Помогает она жить людям или стоит преградой к счастью? Какие традиции стоит хранить и защищать, а против которых нужно бороться?

Сегодня для нас это не теоретический вопрос об отдаленной реальности. Это то, с чем сегодня люди практически сталкиваются каждый день. Особенно служителям церкви, совершающим служение в современных условиях, на изломе эпох и смене тысячелетий, нередко приходится делать выбор между старым и новым. Но всегда ли старое хуже нового? Всегда ли новое означает изменение к худшему?
Цель данной статьи — дать Библейски обоснованный анализ вопросу о традиции и показать основные принципы отношения к традиции, которые, я надеюсь, помогут снять напряжение между непонимающими друг друга сторонами и открыть дверь для конструктивного диалога между сторонами, занимающими противоположные позиции. А взаимное понимание поможет нашим церквям совершать служение более эффективно и с большим благословением.

В русской Библии слово «традиция» переведено как «предание». Греческое слово «традиция» («парадосис») означает — «то, что передается от одного к другому». Нельзя сказать однозначно, что традиция всегда хороша или наоборот, так как в Писании это слово употребляется как в положительном, так и в отрицательном смысле.

В положительном смысле слово «традиция» употребляется всегда, когда говорится о передаче учения Иисуса Христа Его учениками или очевидцами Его дел и учения (1Кор. 11:2, 23; 2Фес. 2:15; 3:6; 1Тим.6:20). В этом смысле традиция (учение И.Х.) передается как Слово Божие со властию Бога, обязательное для исполнения всеми верующими. Это то Слово Божие, которое под руководством Духа Святого, нашло подтверждение церковью как боговдухновенное Писание, и которое сегодня мы называем Новым Заветом, а вместе с Ветхим Заветом, Библией. Не все письма, книги или евангелия, претендующие на авторитетность, были признаны ранней церковью как богодухновенные, а только 66 книг. Список 39 книг Ветхого Завета был окончательно утвержден иудейскими старейшинами в конце первого века н.э., хотя в дни Иисуса Христа уже существовал этот список книг, который всеми принимался как Священные Писания, в авторитетности которых подавляющее большинство верующих не сомневались. 27 книг Нового Завета были окончательно утверждены на Карфагенском соборе в 397 году. Мы, как верующие евангельского направления, делаем ударение на том, что только 66 канонических книг Библии могут признаваться богодухновенным Писанием, Словом Божиим, абсолютно авторитетным и достаточным для спасения людей и духовного возрастания в вере. Все остальные книги, устные предания, установления, — второстепенные и могут быть только полезным чтением, если не противоречат Библии.

Попытки поставить чьи-то постановления выше или наравне со Словом Божьим осуждал сам Иисус Христос и называл их «преданием вашим» или «учениями и заповедями человеческими» (Мф. 15, Мк. 7). А тех, кто это делал, Он называл лицемерами. Апостол Павел также осуждал учения, противоречащие учению Христа, и называл их «преданиями человеческими».

В чем удобство традиции? Езда по лыжне. Традиция может быть хорошим и полезным делом. Кому приходилось ездить на лыжах, знают, что намного удобней ехать по уже наезженной лыжне, чем по месту, где еще никто не ходил на лыжах раньше. Проблема возникает только в случае, если проторенная лыжня ведет не туда, куда нужно ехать. Съехать с колеи, тем более на скорости, очень не просто. Так часто бывает и в жизни. Народ идет тем путем, который он с молоком матери впитал от своих родителей, бабушек, дедушек и не задумывается о том, правильно это или нет. Закостенелость в мировозрении и образе жизни своих предков — сегодня самая первая причина равнодушия людей к Евангелию и к тому, чтобы стать на новый путь следования за Богом.

Как же знать, когда приветствовать традицию, а когда остерегаться? Хорошо сформулировал ответ на этот вопрос известный американский специалист по истории церкви словацко-сербского происхождения, Ярослав Пеликан: «Традиция – это живая вера мертвых; традиционализм – это мертвая вера живых». Те традиции, которые приводят людей к возрождению свыше и личному живому общению с Богом, должны стать примером для подражания.

Когда же традиция становится проблемой и традиционализмом, стоящим преградой людям на пути к Богу? Ниже хочу привести принципы, вытекающие из мест Св. Писания, упомянутых выше в этой статье. Надеюсь, они помогут читателям в определении своих собственных взглядов на тот или иной вопрос, и станут своеобразной «измерительной шкалой» для определения их годности.

Итак, традиция становится проблемой в следующих случаях.

1) Когда делается ударение на внешнюю форму, а не на сущность. Христос всегда хотел обратить внимание слушателей на главное, на то, что способно изменить их жизнь. Удивительно, как люди склонны все превратить в бездушную форму. Например, когда Христос умыл ноги ученикам, он подал урок смирения и служения друг другу. Но из этого некоторые сделали обряд омовения ног, не разумея, что сегодня служение друг другу в смирении выражается по-другому.

2) Когда за формой не стоит верование, подкрепленное Словом Божиим. Традиция должна подлежать тестированию Библией. Если в Библии нет указания по какому-либо вопросу для обязательного исполнения, то мы имеем свободу действовать в соответствии с библейскими принципами, сохраняя единство и любовь. Например, Библия не дает указание о том, сколько должно быть служений на неделе, и как долго они должны длиться, какой формы должна быть кафедра и из какого материала сделана. Нужно не только знать значение какого-то обряда, но и убедиться, что он не противоречит учению и принципам Библии. Например, в православии духовенство может дать объяснение любым обрядам своей церкви (что конечо не скажешь о мирянах), но большинство из них основано не на Библии, а на человеческой традиции, часто противоречащей Писанию. Вы будете удивлены, когда начнете сверять традиции церквей нашего братства с Библией. Некоторые из них вы также не найдете в Библии.

3) Когда форма (традиция) навязывается всем обязательно. Есть традиции, которые напрямую не имеют основания в Библии, но они нравятся определенному кругу людей. Предположим, что это им даже помогает духовно расти. Но эта традиция становится проблемой, когда она навязывается другим, как абсолютно обязательная, как будто это повеление самого Господа. Например, пост перед каждым хлебопреломлением свято чтится некоторыми христианами из поколения в поколение, но некоторые считают, что это обязательно для всех, и если ты этого не делаешь, ты уже не такой духовный как они. Хотя для кого-то это и хорошая практика, все же она не является Божией заповедью и потому не может навязываться всем для обязательного исполнения.

4) Когда обряд становится дороже и ценнее человека, ради которого он делается. Удивительно, как много людей ссорятся из-за второстепенных вещей (цвет стен в церкви, количество проповедников на служении и т.д.), но при этом забывают о главном, о любви к ближнему, о помощи в духовном росте и милосердии. Христос исцелял людей в субботу для того, чтобы показать, что человек дороже обряда или традиции.

5) Когда традицию нельзя изменить или отменить. И, наконец, последний тест. Чтобы узнать, является ли для вас какая-то традиция проблемой, попробуйте ее изменить или отменить. Не нужно отменять что-то просто для експеримента, но только то, что действительно на данный момент тормозит развитие вашей церкви. Но и в этом случае, если это принесет в вашу церковь слишком большие огорчения или разделение, не следует делать «революцию». Сначала церковь нужно к этому подготовить. Но, по крайней мере, для себя вы будете знать, где «зарыт корень» проблемы. Блаженна церковь, которая проявляет гибкость во второстепенных вопросах, но стоит непоколебима в главных вопросах веры.

Почему сегодня мы возвращаемся к базовым аспектам нашего учения, казалось бы, хорошо всем знакомым вещам: канону Библии, авторитетности Писания, роли традиции? Ведь еще в период Реформации об этом было много сказано, написано и, казалось бы, четко сформулировано. Оказывается, на практике не все так гладко.

Оказывается, вопрос традиции стоит не только между историческими церквями: православием, католицизмом и протестантами. С проблемой традиции приходится сталкиваться не только новообращенным в своих семьях, которые считают их предателями отеческих традиций и веры, но, как это ни удивительно, этот вопрос часто возникает в самой среде евангельских церквей. Сколько сегодня напряжения и непонимания возникает между служителями, особенно между молодыми и пожилыми? Сколько людей, получивших богословское образование, сегодня не могут вернуться в свои церкви из-за того, что их там уже не принимают. Не лицемерие ли это, когда некоторые общаются без проблем с зарубежными братьями и сестрами, несмотря на разногласия, но не принимают своих христиан, украинцев, придерживающихся таких же взглядов?

С годами проблема не уменьшается и, если не обратить должного внимания к ней сейчас, она заставит нас это сделать в недалеком будущем, но уже с более тяжелыми последствиями.

Во-первых, нужно не закрывать глаза на то, что проблема существует. Но существование проблемы не значит, что все безнадежно, как уже есть мнение у некоторых пессимистически настроеных служителей.

Во-вторых, нужно понять, что мы не в противоположных лагерях, воюющих друг с другом, а вместе на стороне Господа и брань наша против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). Для этого нам нужно очертить круг «ортодоксии», вероучения и практики, который бы объединял нас, как верующих братства евангельских христиан-баптистов, входя в который, мы можем приветствовать друг друга от чистого сердца, как братья и сестры. Это поможет нам совершать служение вместе, несмотря на второстепенные разногласия.

В-третьих, очевидно, что новое молодое поколение отличается тем, что оно воспитывается в новых условиях свободы и не удовлетворяется только вопросом «что», но еще хочет знать ответ на вопрос «почему». Поэтому, чтобы нам иметь уважение молодежи и чтобы повести их за собой в правильном направлении, нужно быть готовыми с терпением давать библейски обоснованые, логически разумные ответы на вопрос: «Почему нужно делать так, а не иначе?».

Пусть же вопрос истинного единства в Духе Божием и братская любовь во Христе Иисусе не оставит равнодушными никого, а особенно тех, на кого Господь возложил ответственность в Своей церкви.

Константин Гончаров,
пастор Ирпенской Библейской Церкви,
магистр богословия

Baznica.info

Українська християнська поезія