Адреса церквей ХВЕ

 

 

Теология

Как познать благодать?

Авторы Нового Завета были пропитаны идеей познания Христа: познания Его как Личности, познания силы Его воскресения (Павел), познания Его Первосвященства и жертвы (автор послания к Евреям), познания Его имманентности и трансцендентности (Иоанн), познания Его страданий и благости (Петр), познания Его благодати (почти все). Христос и благодать — понятия настолько тесно связанные, что отделить одно от другого невозможно. Как познать Христа, не познав благодати? Как познать благодать, не познав Христа? В данном рассуждении хочу особый акцент сделать на отрывке из Послания к римлянам, который разделен главами, но в них прослеживается одна мысль.

«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.5:19-6:3).

Для тех, кто мало знаком с текстами Писания, сделаю короткое объяснение. Через первого человека Адама грех вошел в мир. Адам согрешил, и, будучи праотцом всего человечества, передал нам то, что многие богословы называют «греховной природой». Человек грешит. Грешит с детства. Грешит в молодости. Грешит в старости. Грешит без закона. Грешит при наличии закона. Грешит без благодати. Грешит под покровом благодати. Грешит ночью. Грешит днем. Грешит тайно. Грешит явно. Грешит нагло и дерзко. Часто человек даже не замечает, как много он грешит. Особенно это проходит мимо его внимания, когда нет того лекала, мерила, весов, основываясь на которых, он мог бы видеть себя и свой грех.

В качестве такого мерила Бог дал людям закон, который стал известен, как закон Моисея. Там было определено, что есть зло и что есть добро. Там были обозначены Божьи требования. И, как только появился этот закон, грех увеличился. Странно и парадоксально. Вместо того чтобы остановиться и задуматься, человек стал грешить еще больше. Как это возможно?

Позволю себе предположить, что впервые человек согрешил, узнав о запретных плодах дерева познания добра и зла. Эти запреты потом стали притягивать людей еще больше. Новые заповеди, законы и запреты образовали целый сад. Грех доводит человека до безумства. Грех приводит к смерти. Смерть — это царица, которая держит в страхе человека, которая держит человека на коротком поводке. Человек боится смерти и при этом продолжает с ней заигрывать. Круг замыкается. Необходим выход.

Выход приходит в лице Христа. Безгрешный. Святой. Богочеловек. Человекобог. Он, умирая, берет грех мира на Себя. И воцарилась праведность. Теперь смерть трепещет. Теперь человек не боится смерти. Человек смотрит на смерть лишь как на короткий промежуток перед встречей с Богом. Смерть побеждена. Праведность восходит на трон. Праведность руководит.

Человек хочет измерить величину благодати. Какова она?

Представим себе шкалу от -10 до +10, где минимальная позиция — это положение человека, опустившегося на самое дно греха. В нем царствует смерть, от него исходит запах смерти. Этот человек поклоняется идолам, общается с демонами, проклинает Бога, его поведение нисходит до уровня инстинктов. У него нет запретов. Он — хуже животного. Высшая точка на этой шкале — это верховенство праведности воскресшего Господа. Это состояние прославления Бога, это полное отсутствие греха. Ноль — это точка перехода от смерти в жизнь... или — наоборот. Ноль — это перерождение. Ноль — это духовное погребение. Ноль — это смерть для смерти и жизнь для жизни.

Выйти из минуса на плюс человеку невозможно. Это как попытка пересечь границу без визы... это — как, родившись в Чаде или Конго, пытаться стать «своим» в степях Таврии... Это как попросить слепого сделать копию картины Айвазовского... Это как попытка сборной Молдавии по футболу занять первое место на мировом чемпионате. Пройти от -10 до -1 человек способен сам. У него есть внутренний потенциал для этого. Такие инструменты, как совесть, страх, стыд работали и будут работать. Но выйти с -1 на +1 человек сам не может. Ему нужна благодать. Измеряя благодать по этой шкале, человек обращает внимание, что чем глубже он пал, тем больше благодать. То есть, находясь на отметке в - 9, человек осознает, насколько велика сила прощения и сила благодати, что она из него сделала нового человека и вывела его на знак плюс. Находясь на отметке -1, человек может искушаться мыслью, что не так уж «много» благодати понадобилось, чтобы довести его до плюса. Всего — два коротких шажка. Попытка измерить благодать, неизбежно приводит к мысли, что чем больше грех, тем больше благодать. Человек задумывается: «Что же мне сделать, чтоб испытать всю силу и глубину благодати? А давай-ка, я упаду на самое дно, чтобы понять всю силу благодати Христовой и стать Ему по-настоящему благодарным». Когда такие мысли возникают у человека, не познавшего благодати, это еще как-то понятно. Хотя, не познав ее, он и не может рассуждать о ее глубине... Поэтому такие мысли скорее приходят к тем, кто уже познал благодать, кто уже приблизился к Христу, к тем, кто перешел через отметку «ноль». Именно у них возникает искушение минусовать себя, чтобы еще раз «насладиться» силой Божьего прощения. И именно к ним обращается апостол: чтобы испытать глубину благодати, не нужно оставаться в грехе. Сила и величина благодати проявляется в праведности. В этом — парадоксальность. Выше я отметил, что от -10 до -1 можно подняться усилием своей воли, а вот от +1 до +10 — не получится. Здесь нужна благодать. Нужен Дух Божий, который дает озарение, силу, мужество.

Человек постоянно искушается возможностью скатиться назад. Мысли человека направлены куда-то вниз, туда, откуда благодать вынесла его на руках своих. Для одного — это обычные грехи плоти, для другого — обольщение деньгами, для третьего — славой, для четвертого — самолюбование своей «праведностью». Кому-то эта борьба дается легче, кому-то — непосильным трудом. Кто-то борется на уровне мыслей, а кто-то допускает и действия. И от этого человеку становится тяжело. Он томим в этой раздвоенности, в этой дуалистической борьбе, разрываясь между своими желаниями и принципами. Самое ободряющее здесь то, что апостолы прошли через те же мучения плоти и души. Говоря о себе как о последнем грешнике, Павел вряд ли использовал обычную гиперболу. Скорее всего, именно так он себя и ощущал. Думая о себе так, он продолжал поражаться благодати. Как только человек перестает думать о себе как о грязном, недостойном существе, он перестает ценить благодать.

Но... одна из ловушек кроется вот в чем: думать так о себе и опуститься на дно греха — это разные вещи. Одно дело, если бы Павел прошелся по храму Артемиды, посетив жриц любви, зашел бы на поклонение к Юпитеру, поубивал бы всех своих врагов, выкрав при этом сокровища из дома прокуратора... и на этом фоне сказал бы: «Я — последний грешник». Здесь и спорить никто не будет. Совсем другая история, когда он описывает свои бдения, служение, победы и при этом искренне раскаивается в себе, в своей природе, в своих противоречиях... Для того чтобы оценить благодать, не обязательно опуститься на самое дно в своих поступках... Достаточно просто заглянуть в свою душу.

Как же перейти от теории к практике? Как осуществить эту самую «смерть во Христе для греха»? В 6-й главе Послания к римлянам апостол использует несколько глаголов и деепричастий, которые выводят эти рассуждения из области богословия и обращают их в плоскость практической христианской жизни. Хотел бы обратить внимание на некоторые из них. Два сопутствующих действия: «веруя и зная». Христианин должен обладать знаниями о своем новом положении, о последствиях его возможного отступления, о том, как высоко Бог оценил его, что Христос умер за него, когда он еще был грешником. Вера в жизнь после смерти — не меньшее орудие, чем знание. Но даже и это не главное в процессе оценивания благодати. В качестве основного глагола апостол выставляет слово «повиноваться», его синонимы — «послушание», «считать себя мертвым», «предоставить себя»... Все эти понятия связаны с волевым актом, с решением, которое принимает человек. Это — сознательное решение отказаться от одного и принять другое. Вопреки, напротив, наперекор...

Таким образом, я прихожу к выводу, что подняться по шкале благодати можно только с Божьей помощью, только благодаря благодати... а вот спуститься или не спуститься — человек решает сам. Можно подвергать свое тело бесконечным бдениям, постам, смирению... но все это будет относиться лишь к уровню познания и осознания. Волевое решение придется принимать все равно самостоятельно. Отдать себя в послушание праведности или предать свое тело греху — зависит от принятого решения. Моя задача — удержаться на той отметке, на которую меня привела благодать... В ответ на это благодать поднимает меня на одну отметку выше. Следующая задача — снова удержаться, и снова действие благодати. Это и есть то, что ранние богословы назвали синергизмом, совместным усилием человека и Бога в процессе спасения (в православном богословии), либо процессом освящения (в большинстве протестантских и евангельских церквей).

Благодать, как и Бога, познать возможно только в действии. Сидя на удобном диване или даже в тесной келье, вряд ли можно узнать о благодати больше, чем в ежедневном отказе от послушания своим похотям и волевом подчинении себя праведности.

Апостол сравнивает распятие своих похотей с распятием Христа на кресте. А это — подвиг. Это — не просто упражнение, это именно тот путь познания благодати, который приносит радость.

Владимир УБЕЙВОЛК
"Благовісник", 1,2013

www.vubeivolc.blogspot.com