Адреса церквей ХВЕ

 

 

Церковь и общество

Где хлеб — там и Отчизна, или
О духоморе

Автор: Николай СИНЮК

Юбилеи бывают разными. От пафосно-помпезных до примитивно-жлобских, с привкусом высокомерия и невежества. В эти дни — печальная дата, которая иллюстрируется, как правило, черно-белыми фотографиями и жгучими сгустками боли воспоминаний тех, кто выжил — 80 лет со времени голодомора в Украине. По разным источникам — от 6 до 10 миллионов жизней украинцев…

Стоит ли об этом — в нашем журнале?

Для меня навсегда останется в памяти поучение матери: «Нельзя хлеб на землю бросать — это грех!» Это была самая первая теологическая доктрина о грехе, которая, кстати, осталась до сих пор — почтительное отношение к хлебу насущному.

Не знаю почему, но когда мы спрашивали родителей относительно такого почтения к хлебу, разговор, как правило, переходил на шепот. Мама оглядывалась, будто в углу затаился кто-то неизвестный, и тихо шептала: «Потому что голод был страшный…». Помню пережитый шок в далеком 1972-ом, когда ребята из нашей группы в училище играли в футбол куском белого хлеба.

Имеет ли право на жизнь фраза древнего писателя Аристофана, вынесенная в заглавие? На самом деле она звучит немного иначе, а именно: «Где хорошо, там и отчизна». Можно спорить по поводу сентенции древнего грека, можно соглашаться, но не секрет, что для многих людей «хорошо» — это главный критерий, который чаще всего определяет уровень патриотизма, а проще — любовь к земной отчизне.
Интересно рассуждал о своих патриотических чувствах известный русский поэт Александр Пушкин: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство…»

Теперь снова о хлебе, точнее о его отсутствии. Сыны Иакова оставляют отцовский край и идут в Египет. Это — не туристическая прогулка по пустыне. Я убедился в этом, когда не так давно, в Израиле, у меня была возможность минут 40 покататься на верблюде. Честно признаюсь, что уже через 10 минут мне хотелось, чтобы экскурсия быстрее закончилась.

Итак, в Ханаане — голод, в Египте — хлеб. Мы хорошо помним весь драматизм истории Иосифа и его братьев. Но есть и другая ее сторона . В поисках хлеба в Египте евреи нашли (по крайней мере, на 430 лет) вторую отчизну для себя и своих потомков. Так прав ли все-таки грек Аристофан? Наверное, да, но в Библии есть книга «Исход», основная тема которой — выход евреев из Египта.

Среди многих опор, на которых строится дом под названием «государство», таких, как армия, банковская система, ядерные технологии и др., есть еще одна очень важная, которая определяет уровень безопасности и патриотизма. Священное Писание называет эту опору хлебной: «И сказал мне: сын человеческий, вот Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и в печали, и воду будут пить мерою и в унынии… и они с ужасом будут смотреть друг на друга…» (Иез.4:16). Уничтоженная без милосердия Сталиным и его приспешниками хлебная опора украинского крестьянства превратила целые регионы нашего края на огромные братские могилы жертв Голодомора. Я понимаю читателя и уже слышу вопрос: «Почему? Почему так случилось, почему не наказаны виновные, фамилии которых известны?»

Так случается и всегда так будет, когда идеей политических вождей становится не Бог-Любовь, а строительство «рая» в отдельно взятом регионе земного шара без Библии, без Бога, но с собственной гордыней и самодостаточностью, которая не останавливается даже перед ценой миллионов человеческих жизней.

А теперь о реалиях современности. Духомор или уничтожение духовного фундамента нации — это то, в чем добровольно умирают миллионы наших соотечественников. Состояние духомора — это не отсутствие хлеба и вышиванок, это не отсутствие народных песен и библиотек, это не тотальная безграмотность народа, даже не отсутствие домов культуры и храмов. Это что-то гораздо страшнее и трагичнее по своей сути. Духомор — это сознательный отказ от Хлеба, это сознательное и последовательное игнорирование Того, Кто сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48).

«Извините, извините, — скажет кто-то, — мы же в христианской стране живем, не так ли?

Относительно названия «христианская» соглашусь, относительно сути этого слова —категорически «Нет!» За позолоченными упаковками куполов храмов, за роскошными стенами многих домов молитвы — часто пустые рекламные витрины без Хлеба, без Жизни, без Истины, которая во Христе и любви к ближнему.
Почему так много непатриотично настроенных к своей духовной Отчизне «христиан»? Не потому ли, что игнорируют Хлеб — Христа? А где Хлеб (это уже не по Аристофану) — там и Отчизна.

"Благовісник", 4,2012