Адреса церквей ХВЕ

 

 

Церковь и общество

Патриотизм— это грех?

Автор: Иван Ковальчук, США

В 1946-1949 годах мы жили в северной части Аргентины. Там находилась небольшая община евангельских христиан. За исключением одной семьи, все были украинцами, но богослужения проходили только на русском языке. Мой отец обратился к руководителю общины с просьбой, чтобы на богослужениях иногда петь украинские псалмы. Ответ был таков: «Юрий, ты хочешь строить Украину в Аргентине? Ее никогда не было, нет и не будет. Национализм — это грех!»

Своим детским умом мне было трудно осознать проблему национальной идентичности нашего народа. С того времени прошло много лет, много чего изменилось, но дело национального сознания нашего народа является и сегодня большой болезненной проблемой.

Может ли верующий христианин быть патриотом? Среди других национальностей этот вопрос уже давно решен, но среди нашего народа, в частности, среди евангельских христиан, он до сих пор дискуссионный и болезненный. Проанализируем его на основе Слова Божьего.

Что такое патриотизм? Словарь украинского языка, изданный Академией наук УССР, дает такое объяснение: «Патриотизм — это любовь к своей отчизне, преданность своему народу, готовность для него на жертву и подвиги. Патриотизм является одним из самых глубоких чувств, которые закреплены на протяжении тысячелетий в обособленных отчизнах».

Словарь английского языка: «Патриот — это личность, которая любит, поддерживает и охраняет свою отчизну».

Нашему украинскому народу навязали мысль, что патриотизм — это то же, что и национализм, нацизм или фашизм, и поэтому патриотизм считается большим злом.

Многие смиренно приняли такое фальшивое понятие. Многие, чтобы доказать, что они свободны от этого «зла», говорят на чужом языке и даже приписывают себе чужую национальность.

Что Библия говорит о патриотизме? Она ясно говорит о том факте, что самые значительные библейские деятели были великими патриотами. Например, Моисей, «пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божьим, нежели иметь временное греховное наслаждение» (Евр.11:24,25). Разве это не патриотизм? Из-за любви к своему народу Моисей отрекся от роскоши, привилегий и даже перспективы стать фараоном, что должен был унаследовать как сын дочери фараоновой. Он захотел страдать со своим народом, чтобы достичь для него лучшего будущего. По дороге в землю обетованную Израиль грешил. Бог решил покончить с ним. Моисей заступается за народ и просит прощения: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Положить жизнь свою за народ — это большая жертва патриота, но быть стертым из книги Божьей — это что-то за пределами человеческого понимания.

Возьмем пример из Нового Завета — апостола Павла. Он говорит о себе, что он «из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев» (Фил. 3:5). Его мы называем апостолом язычников, но он никогда не стеснялся признать свою национальность и проявлять любовь к своему народу. Как Моисей, так и Павел были готовы на все ради своего народа. Обратите внимание на следующие слова Павла: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему. Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян» (Рим. 9:1-4). Самое большое добро, которое мы можем сделать для своего народа как патриоты, — это передать ему спасающую весть Христового Евангелия на родном украинском языке.

Можно было бы много сказать о патриотизме Есфири, Мардохея, Неемии, Ездры и других, которые готовы были пожертвовать своей жизнью ради добра для своего народа. Они рисковали своим благополучием и жизнью, чтобы спасти свой народ от гибели.

На протяжении столетий Украина была в оккупации своих недоброжелательных сосе­дей, которые использовали запрограм­мированные методы, чтобы ассимилировать наш народ и стереть с лица земли любую память об украинстве. Часто наши люди шли на услуги своим врагам. Многие влюбились в русский язык, а что еще хуже — возненавидели свой.

Многие украинцы до сих пор придерживаются навязанной им мысли, что украинский язык не является языком, а крестьянским диалектом. Самый распространенный аргумент церквей, которые придерживаются русского языка на своих богослужениях: «У нас есть несколько семей, которые не понимают украинского языка, поэтому мы вынуждены говорить на русском, его все понимают». Выходит, украинцы должны понимать и говорить по-русски ради россиян, но россияне не должны понимать украинский язык. Чаще всего бывает, что большинство в церквах — украинцы, но они обязаны идти на уступки. Как только украинцы проявляют какие-то чувства к своему языку, сразу их называют «националистами». Разве это справедливо? Разве это по-Божьему?

Многие из наших церквей назвали «славянскими», дескать, они включают все славянские народы и все имеют равные права, но чаще всего это только красивая «крышка», чтобы под ней все проводить на русском языке. Кто-то дал хороший ответ на вопрос «Кто такие славяне?»: «Славяне — это украинцы, которые говорят по-русски».

1991 год останется для Украины славным годом провозглашения ее независимости. Без единого выстрела, чудом Божьим Украина стала свободным и суверенным государством. К удивлению, не все украинцы рады свободе Украины. Многие их них и дальше готовы нести иго порабощения, в частности, относительно языка. Вместо того, чтобы с радостью ухватиться за свое родное и разорвать все оковы рабства прошлого, они и дальше придерживаются чужого.

Кто-то сказал: «Бог вывел израильтян из Египта за один день, но, чтобы вывести Египет из израильтян, понадобилось сорок лет». Подобного можно ожидать и от украинцев. Когда правительство Украины прилагало усилия для ее возрождения, мы, христиане, должны были присоединиться к этим усилиям и быть светом, то есть быть первыми в этом благородном труде. Мы призваны уважать свой народ, свой язык и культуру и эти чувства передать нашим детям и внукам. Где границы? Южная Америка останется для меня печальной картиной из-за крайностей в этом отношении, как с одной, так и с другой стороны. Мы призваны быть сознательными украинцами (любить свой народ, культуру, язык, свои обычаи), но в тоже время мы должны быть толерантными к так называемым «несознательным украинцам». Мы должны любить «русифицированных» украинцев. Должны любить и уважать россиян. Это же должны делать и россияне относительно украинцев. Пусть национальное дело не приводит нас к ненависти и пренебрежению друг другом. К сожалению, история нашего украинского движения наполнена печальными случаями в этом направлении. Пускай они не повторятся!

Многие так называемые «отцы США» были глубоко верующими людьми и в то же время большими патриотами. Хотя в Америке церковь отделена от государства, но в руководстве страны всегда были члены правительства, которые любили Бога и были патриотами. Не будет преувеличением, если сказать, что в крови американцев «циркулирует патриотизм».

Американские верующие серьезно относятся к своим патриотическим обязанностям: молятся за страну, принимают участие в выборах, платят налоги, исполняют законы. Президент Кеннеди остался в истории со своим славным призывом: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, а спроси, что ты можешь сделать для нее». Это делает Америку величественной, могучей и благословенной страной. Такому примеру стоит подражать.

Пора всем украинцам пробудиться от национального сна. Пора начать любить свой язык и культуру, как дар от нашего Творца. Пора молиться за нашу Отчизну и делать все возможное для ее возрождения, ее лучшего будущего. Пора передать своим детям, внукам и правнукам любовь ко всему родному!

"Благовісник", 4,2012