Адреса церквей ХВЕ

 

 

Церковь и общество

Любовь к Отчизне

Автор: Василий МАРТЫНЮК

Для евреев родная земля — это не просто земля, где родились их праотцы, родители или они сами, это земля — завещана им самим Богом. Прожив в Египте 430 лет, они не назвали его своим, а мечтали о земле обетованной — и ожидали своего освобождения. И оно пришло через Моисея. Это Бог сказал ему: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (2М.2:3-10).

Именно в Моисее мы видим истинного патриота своей Родины, о котором может мечтать каждый народ. Это он «отрекся называться сыном дочери фараоновой», потому что хотел «лучше страдать с народом Божьим, нежели иметь временное греховное наслаждение». А когда Господь сказал ему, что Он погубит Израиля за тельца-идола, которого они себе сделали, а его самого сделает великим народом, то он не искусился этой возможностью возвеличиться, а стал умолять Бога: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Моисей ради своего народа готов был пожертвовать собственным спасением. Может ли любовь быть больше?!

Когда разуверенные евреи во главе с Моисеем блуждали по пустыне, Господь выбрал для них необычное наказание: «Не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас» (Чис. 14:30). Не смерть была страшной, страшнее — не увидеть земли обетованной, родной земли, не ступить на нее своими ногами, не попробовать ее плодов. Поэтому Моисей, осматривая Ханаанскую землю с горы Нево, хотя и радовался, что скоро она станет израильской, но вместе с тем очень печалился, что сам не сможет войти туда. И великой была награда Иисуса Навина и Халева Иефонниина — ходить по тропам дарованной Богом земли.

Свою любовь к исторической Отчизне евреи пронесли через тысячелетия, жертвуя ради нее не только своим богатством, но и жизнью. Именно любовь, вложенная в сердца евреев Самим Богом, оживила Израиль — и он восстал перед глазами мира из тысячелетий разрушений, огня и изгнания, как мифический Феникс из пепла. И теперь эта любовь творит чудеса — Израиль в окружении вражеского мира процветает.

Любовь к отчизне каждого еврея тесно связана с любовью к Богу. Если он хотел добра своей земле и своему народу, он должен быть верным Богу, который привел его народ в Ханаан. Так написано: «Если ты, когда перейдешь Иордан, будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли» (Втор. 28:1-2). Выше всех — богаче всех и сильнее всех! Разве это не мечта каждого патриота?

Евреи — свидетели истинности Божьих слов: когда они служили живому Богу — были сильными, когда отступали от Него к языческим божкам — навлекали на родной край страшные наказания: болезни, опустошительные войны, рабский гнет, рассеяние. Моисей предупреждал Израиля: «За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостию сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь…» (Втор. 28:47-48). Это предупреждение касается всех народов, а не только избранного, как и обетование: «Благословен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс.32:12). Итак, патриотизм без любви к Творцу неба и земли голословный, болтовня, которая приводит его адепта к моральному падению, к заботе о собственных интересах во вред народу и государству.

Очень прискорбно за наших патриотов, образованных, интеллигентных, которые склонились к неоязычеству или атеизму и думают, что делают добро Украине. Они отклоняют других от Иисуса Христа и Спасителя, деморализуя их и навлекая Божье проклятие, и делают зло своей Отчизне, может быть даже большее, чем какой-то украинофоб или высокопоставленный воришка-коррупционер. Правда, украинским патриотам-христианам не нужно скатываться к другим крайностям и не «приватизировать» патриотизма, скажем, если ты не православный — то уже и не патриот. Разрешим католикам, баптистам, пятидесятникам и другим протестантам быть в кругу тех, кто любит отчизну как одну из самых великих святынь.

Интересно наблюдать в Библии, какая большая ответственность перед Богом за народ лежит на его правителях. Многие из них навлекли на свой край страшные беды через свое предательство или непослушание Всевышнему. Одному из царей Израиля Бог сказал, что «предаст Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввел в грех Израиля» (3Цар. 14:16). Заметим: через грехи царя, через его безбожие будет страдать народ! Нам нужно молиться, чтобы руководители нашего государства были благочестивыми — и мы могли проводить мирную и благополучную жизнь!

Евреи во время вавилонского плена по-особенному поняли цену потерянной Родины. Их любовь к ней стала глубже и трепетнее. Очень ярко чувство любви к родному краю высказано в 136 псалме: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе!.. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» Сколько жалости и сколько преданности отчизне! То же бывает и с нами, когда мы на чужбине. Жаль, что мы умеем любить свою родину только на расстоянии.

Впечатляют своим патриотизмом Мардохей и Есфирь, Ездра и Неемия. Мардохей при вести о законе истребления евреев в персидском царстве «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким». И Господь дал избавление его народу через царицу Есфирь. Читая свидетельство Неемии о том, что иудеи «взяли себе жен из азотянок, аммонитянок и моавитянок» и «их сыновья в половину говорили по-азотски и не умели говорить по иудейски» (Неем.13:23-24), чувствуем его боль за единоплеменников, которые потеряли страх перед Богом, и язык — то, что более всего отличало их от других наций. Пока существует общий язык, до тех пор существует нация.

Иисус Христос и апостолы также были великими патриотами. Вспомним, как Иисус говорил, что Он пришел спасать детей — израильтян (см. Мар. 7:27). Апостолы также свидетельствовали о Мессии только евреям, пока не было видения Петру от Господа, которое открыло тайну, что Иисус пришел на землю, чтобы спасти людей из всех народов. Апостол Павел никогда не отрекался от своего еврейства и даже мог похвастаться, что он «еврей от евреев, фарисей по Закону». Наверное, только украинцы так легко становятся русскими или американцами и полностью отрекаются от своего украинства, называя детей чужими именами и даже меняя свои фамилии. Но у Бога нет народа, к которому Он был бы добрее. «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35). Нет у Него языка, который Он любит больше других, и желает только на нем выслушивать хвалу и благодарность Себе. Ему приятнее всего славословия от искреннего сердца, и хочется заметить — более искренно, чем на родном языке, не скажешь.

Поэтому научимся у евреев любви к земной Отчизне, к народу, среди которого мы родились, так как это воля Божья, чтобы мы его любили. Будем молиться, чтобы наш край и наш народ были благословенными в Господе, чтобы Украина стала по-настоящему христианским государством, а украинцы — образцом истинных христиан, исполненных любви к Господу и ближнему!

* * *
Размышляя о земной Отчизне, мы, конечно, соглашаемся с тем, что верующие, спасенные Христом, представляют отдельный народ детей Божьих, независимо от нации, и являются гражданами Царства Небесного. Но эта истина не должна делать нас равнодушными к стране нашего временного пребывания, потому что равнодушие граничит с презрением. Мы же рождаемся не по собственной прихоти, не выбираем себе родителей, как и не выбираем земли и народа для своего появления на свет. Все дается Богом как дар — и разве можно пренебрегать Божьим даром? Каждый верующий должен задуматься, что дар, который он получил от Господа — родиться в Украине и быть украинцем, должен быть не только с благодарностью принятым. Он еще и обязывает любить тот народ, ту землю, которую получил во временное наследство, делать все возможное, чтобы родной народ познал свет Евангелия, а родная земля стала благословенной.

Куда бы мы ни уехали и как долго бы ни говорили на чужом языке, но земля нашего рождения всегда будет самой милой, а язык детства — музыкой. Представители нации, к которой принадлежим, в чужом краю воспринимаются как братья, вызывая в душе воспоминания о родных местах. И воспоминания бывают настолько глубокими, что вспоминаются не только родные сердцу лица, пейзажи, вещи, кем-то сказанные слова, но и запахи. Печаль, грусть наполняют сердце, до слез — были бы крылья, улетел бы на родные глади.

Любовь к Отчизне, к народу, из которого вышел, является составной частью той великой любви, которая начинается с любви к ближнему и заканчивается любовью к Господу, и которая никогда не перестает. Поэтому мы глубоко ошибаемся, когда говорим, что любим Бога, но не любим края, где родились, и народа, к которому принадлежим по Его воле. Потому что нашим ближним, прежде всего, является тот, с кем нас объединяет одна земля, одна нация, один язык. И если мы не любим его, то поверят ли нам, что мы любим поляка, россиянина или американца. И будет ли правдой, что мы любим народ Божий? Большое начинается с малого!

"Благовісник", 4,2012