Адреса церквей ХВЕ

 

 

Размышления над Словом Божьим

Сердце Неемии

Автор: Дмитрий ДОВБУШ

Вызовы современности. Ответственность перед народом и грядущими поколениями. Познание своего призвания от Господа. Посвящение. Удивительно, как мало в анналах истории имен тех, кто пропустил все это через свою жизнь. Но те, которые есть — записаны навечно! Их выбор изменил их самих. А они изменили мир.

Я не планировал писать пафосную статью. Но поистине, задумайтесь, — сколько есть людей, которые всерьез и бескомпромиссно ставят себе вопрос: для какой цели я рожден на этой земле? И какое безумие — в один прекрасный день отодвинуть на второй план все: друзей, работу, обычный режим жизни — и, скажем, месяц провести только с Богом. Для чего? Чтобы точно знать, кто есть Бог, кто — я, и куда мне идти.

Если вы считаете, что это фанатизм, я спорить не буду. Потому что все, кто жил своим призванием и попал в анналы истории, действительно были в некотором значении фанатичными людьми.

Я посвящаю эти строки Божьему пророку, который сравнительно нечасто вспоминается в домах молитвы. Однако его служение стало переломным для Израиля. Это была вполне новая эпоха, которая пришла на смену упадку.

Жизнеописания таких людей, как Неемия, иногда переворачивают мой мир с ног на голову, нарушают спокойное течение жизни. Они похожи на взрыв бомбы в сознании, на будильник, который вдруг вырывает из сна. Неужели для того, чтобы повернуть историю, поднять поколение из руин, Богу необходим только один человек?!

Минутку! Здесь хочу остановиться, потому что это сердцевина моих размышлений. Если внимательно разобраться — так было всегда! Бог никогда не пытался собрать тысячу последователей для какой-то миссии. Но создается такое впечатление, что даже Богу иногда очень непросто найти ОДНОГО человека — который отдаст все, который пойдет на все, который изменит все. И за которым — пойдут тысячи!

Однажды мне позвонил друг и попросил сдать кровь. Правда, просил не для себя. В одной из больниц он познакомился с человеком, который готовился к операции. У мужчины никого не было — ни близких, ни друзей, ни дома. Для меня это было впервые. Помню, когда приехал на станцию переливания крови, там уже ожидали несколько доноров, которых пригласили для этой же цели. Я знал этих молодых ребят, знал, что у каждого из них достаточно своих дел и проблем. И еще тогда подумал: «Что заставило их оставить все и прийти, чтобы поделиться своей кровью с абсолютно незнакомым человеком?»

Почему таких людей единицы? И что именно отличает их от других? Что заставляет сердце биться по-особенному, искать глубже, верить больше, идти дальше других? Если бы можно было спросить Неемию, проследить движение его мыслей, чувств, понять суть его борьбы и победы…

«Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе» (Неем.1:1).

Сузы (евр. Шушан) — это место, с которого начинается (или не начинается) наш путь. Что вам напоминает это слово — Шушан? Что-то такое мягкое, пушистое… Комфорт, уют, защищенность. Такое место есть у каждого из нас. У кого-то больше, у кого-то меньше, с евроремонтом или без него — дело не в этом. Это наш дом, стабильная работа, круг друзей, где мы ощущаем себя в безопасности. Но… Позвольте спросить, о чем вы размышляете сегодня, живя в своем Шушане?

«И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме» (Неем. 1:2).

О чем мы общаемся со своими друзьями? О чем спрашиваем их при встрече? Это говорит о том, чем мы живем, что у нас болит. Бензин подорожал? Гречка? Колбаса? Вопрос Неемии открыл то, о чем он больше всего думал, от чего разрывалось его сердце — о судьбе своего народа, своей Отчизны.

«И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем…» (Неем.1:3).

Алкоголизм, наркомания, курение… Разбитые семьи, насилие, произвол властей… Чернобыль, болезни, вымирание… Разве мы сегодня слышим не то же самое, что услышал пророк?

Украина. Первое место в мире по контрабанде сигарет (и второе место по количеству курящих). Первое место в мире по уровню детского алкоголизма (80% учащихся старших классов курят и употребляют алкоголь). В Европе и Центральной Азии — первое место по распространению ВИЧ и первое место по темпам вымирания. Как видите, хоть в чем-то мы — чемпионы…

Но вопрос — какова наша реакция на услышанное?

«Услышав эти слова, я сел, и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился перед Богом небесным» (Неем.1:4).

Невозможно так реагировать, если это не твоя боль. Неемия стал народом, проникся его страданиями. И он не только плакал — а начал действовать!

Чем уникально время, в котором мы живем? Есть те, которые констатируют проблемы, и те, которые знают, как из них выйти. Мало тех, которые действуют. Есть те, которые с сожалением вспоминают, как было когда-то. Есть те, которые спорят, как строить стену. Мало кто идет строить.

Но наиболее ужасающая тенденция наших дней в том, что, привыкнув, согласившись с этой реальностью, мы уже даже не плачем…

«Молю тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем твоим. И благопоспеши рабу твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. — Я был виночерпием у царя» (Неем.1:11).

Неемия занимал не самую низкую должность при дворе. Самим Богом ему даны были возможности и ресурсы. Но! Перед этим мужем был достаточно острый выбор. Готов ли я рискнуть своим статусом и «погонами» и использовать их для славы Божьей? Почему рискнуть? Судите сами.

Учитывая политическую ситуацию того времени, просьба, с которой Неемия собирался обратиться к царю, могла выглядеть крайне неоднозначно. А попросту — она пахла бунтом! Пророк рисковал всем. Исторические данные подтверждают, что прежде чем состоялся разговор Неемии с царем, прошло четыре месяца. И что-то мне подсказывает, что это было время молитвенной борьбы для царского виночерпия. В подобной ситуации пророк Даниил провел 21 день в напряженном посте — чтобы осуществились Божьи обетования.

Одно меня удивляет в современном христианстве. Мы очень хорошо осознаем принцип действия закона сеяния и жатвы в материальном мире. Например, желая приобрести определенную вещь, мы четко понимаем, сколько это будет стоить нашего времени, усилий, средств. В то же время в духовных вещах — такое впечатление, что мы ожидаем какой-то непонятной «благодати» — что все просто так «упадет с неба». Или же надеемся получить серьезный результат (пробуждение, спасение людей, духовный рост), заплатив копейки. Мы придумываем причины и объяснения, почему не действует Бог, в то время как сами не кладем никакой цены, чтобы пришел Божий ответ.

Четыре месяца… Много ли это для постов и молитв? А с точки зрения полученного результата — отстроенный Иерусалим, новый храм, возобновление служения? Сколько бы вы заплатили за это? Сколько бы вы заплатили за возрождение Украины, спасение украинцев? Какой должна быть цена?

Ярко помню свидетельство одного 70-летнего миссионера, который, несмотря на свой возраст, до сих пор работает для Бога. Пытаясь получить разрешение на проведение в школах своего района профилактических лекций от АСЕТ, он обратился к председателю районной администрации. Каким же было его удивление, когда чиновник поднял на него глаза и сказал: «А ты не просто лекции читай, а проповедуй детям Иисуса Христа!».

И в случае Неемии произошло так, что помощь и поддержка пришли неожиданно — еще до того, как он сам отважился открыть уста перед царем. Один из признаков того, что дело от Бога — это содействие обстоятельств.

Но есть и другой признак. Всегда будут люди, которые поддержат движение от Бога, — и всегда будут те, которые противостанут ему! Кто-то пытается прожить так, чтобы всем угодить и не иметь врагов. Но, если вы будете бескомпромиссно исполнять Божье поручение — у вас будут враги и будут серьезные враги!

Враги были и у Иисуса Христа, и у апостолов, и у всех, кто сделал значительный вклад в распространение Божьего Царства. Неемия встретился с сопротивлением сразу, как только стали известны его намерения:
«Когда услышал сие Санаваллат, Хоронит и Товия, аммонитский раб, то им было весьма досадно, что пришел человек заботиться о благе сынов израилевых» (Неем.2:10).


Как же досадно становится некоторым людям, как только кто-то начинает бороться за перемены, за то, что больше и выше, чем было до этого! Здесь интересно проследить несколько этапов противостояния, которые, в конце концов, проходит каждый Божий служитель, исполняя свою миссию.

Этап №1

Первое, с чем вы встретитесь — над вашими мечтами будут смеяться. Ну… подсмеиваться. К вам будут относиться, как к ребенку, несерьезно, с таким себе снисхождением: «Что ты придумываешь? Ты на самом деле веришь, что у тебя что-то получится? Неужели ты думаешь, что до тебя никто не пробовал?» и др. Кто-то скажет вам, как когда-то Давиду: «Я знаю твое глупое сердце. Иди к своим овцам!» И, к сожалению, это будут близкие люди. Самое главное — выдержать это моральное давление и не сломаться!

«Услышав это, Санаваллат, хоронит, и Товия, аммонитский раб, и Гешем аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? Уж не думаете ли возмутиться против царя? (Неем.2:19).

Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился, и много досадовал и издевался над иудеями; и говорил при братьях своих и при самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие иудеи? Неужели им это дозволят? Неужели будут они приносить жертвы? Неужели они когда-либо кончат? Неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные? А Товия аммонитянин…сказал: пусть их строят; пойдет лисица и разрушит их каменную стену» (Неем. 4:1-3).

Запомните, пока они смеются — это самое спокойное время вашего служения. Насладитесь им! Потому что дальнейшие действия ваших врагов не будут столь безобидны: «Мы однако же строили стену, и сложена была вся стена до половины ее. И у народа доставало усердия работать. Когда услышал Санаваллат, и Товия, и аравитяне, и аммонитяне, и азотяне, что стены иерусалимские восстанавливаются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно, и сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его» (Неем. 4:6-8).

Этап №2

Как только построена половина стены, то есть, сделана половина дела и уже есть видимый результат, начинается этап №2 — угрозы, запугивание и применение грубой физической силы. Правда, люди, которые занимаются подобными интригами — как правило, редкостные трусы, и, обычно, дальше угроз не заходит. На этом этапе вас начинают уважать и бояться: «Когда услышали неприятели наши, что нам известно намерение их, тогда разорил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый на свою работу» (Неем. 4:15).

Этап №3

Но не спешите вздыхать с облегчением. Хотя кульминация борьбы теперь позади, но это еще далеко не конец! Этап №3 заключается в том, что в своем бессилии врагам не будет оставаться ничего, как только распускать ложные слухи, подкупать пророков и сплетать вокруг вас настоящие сети подлых интриг, выискивая ваши слабые места. И здесь необходима не только твердость, но и мудрость от Господа, чтобы сохранить свое достоинство и доброе имя.

«Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в руке было открытое письмо. В нем было написано: слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену, и хочешь быть у них царем, по тем же слухам» (Неем. 6:5-6).

«Я знал, что не Бог послал его, хотя он пророчески говорил мне, но что Товия и Санаваллат подкупили его» (Неем. 6:12).


И последнее, немаловажное. Похоже, самым опасным моментом для успеха миссии Неемии был инцидент, который описан в 5-ой главе. И самой большой угрозой для служения, при всей серьезности внешних атак, все же являются внутренние отношения. Среди народа поднялось недовольство и несогласие. Дело в том, что более бедные иудеи, работая на стене и тратя все силы на эту работу, были вынуждены отдавать в залог дома, поля, виноградники, чтобы как-то жить. В конце концов, этот процесс достиг своего апогея — и ущемленные закричали: «Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других». Мне кажется, что именно этот день мог стать последним в подвижничестве Неемии, если бы он не выбрал честный, открытый и бескорыстный путь: «Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим, и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание» (Неем. 5:7).

Неемия, который сам не пользовался ничем от своих братьев (хотя имел право от царя как наместник) и был примером для других, — сумел установить мир! Самое грандиозное Божье дело дьявол может разрушить изнутри — рассорив даже посвященных служителей. Поэтому необходимой основой любой миссии должна быть максимальная откровенность между членами команды. Тогда обязательно наступит тот день, когда невозможная мечта станет реальностью: «Стена была совершена в двадцать пятый день месяца Елула, в пятьдесят два дня. Когда услышали об этом все неприятели наши и увидели это все народы, которые вокруг нас, тогда они очень упали в глазах своих, и познали, что это дело сделано Богом нашим» (Неем. 6:15-16).

Удивительно, ведь одни люди рождаются во время войны, гонений, другие — во время расцвета и благополучия. Кто-то говорит, что мы живем в период особенной свободы. Кто-то считает — во время особых вызовов. И бессмысленно сравнивать себя с предшественниками! Мы не выбирали, когда и где родиться. Мы живем в это время на этой земле и ответственны за конкретные вызовы именно этой эпохи. Неемия тоже не выбирал, он просто имел мужество быть тем, кем он родился, и выполнить то, для чего был предназначен!

Сердце Неемии… Сердце человека, для которого Бог и призвание стали намного реальнее, чем мир видимых вещей. Сердце, в котором большая мечта — невозможная и неосуществимая, но которая захватывает все мысли и желания, становится единственной целью жизни. Сердце, которое отреклось от существования в серости и будничности, рыдая над руинами. Сердце, которое приняло вызов и твердо решило — бороться до последнего дыхания!

Почему?

Когда я сидел в специальном донорском кресле и смотрел, как через тонкую трубочку из меня вытекает моя кровь, сознание начал наполнять рой противоречивых мыслей и чувств. Во-первых, из кабинета вышла медсестра и я немного переживал, не вытечет ли крови больше, чем нужно. Во-вторых, вдруг понял всю парадоксальность ситуации: я сдаю свою кровь для человека, с которым абсолютно незнаком, которого никогда не видел, не знаю, какая у него жизнь, характер и намерения. А вдруг — это вообще, какой-то преступник!.. Наверное, это так подействовала на разум потеря крови, но один вопрос почему-то поднялся из хаоса мыслей: почему я здесь?

В этот момент я пережил одно их тех неожиданных и мгновенных озарений, которые приходят тогда, когда их меньше всего ожидаешь, и остаются с тобой на всю жизнь, открывая духу еще одну грань Божьей природы.

А что сделал для меня Иисус, — подумал я, — разве не то же самое? Разве Он не пошел за меня на смерть, когда я еще не родился? Независимо от того, каким я буду — хорошим или плохим, милосердным или злым! Разве Он не отдал для меня — не несколько сотен граммов — ВСЮ Свою кровь?! Поэтому я здесь! Поэтому я готов идти за Ним на конец света, бороться и страдать! Потому что я люблю Его — люблю всем своим сердцем!

В тот день я понял сердце Неемии. И сердце Давида, и Авраама, и Моисея, и других Божьих друзей. И осознал простую истину: ничто не поднимет тебя, ничто не вдохновит, никакие проповеди не убедят посвящено служить Ему! Только реальное прикосновение Его откровения к твоему духу, только познание того, что Он для тебя сделал. Только любовь!
Только Его любовь…

"Благовісник", 4,2012