Благовісник

Цікаве у друзів

О правой и левой руке

Автор: Тарас Дятлик

Джерело: Особистий блог Тараса Дятлика

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф 6:3). Этот стих все чаще попадается мне на глаза в ленте в комментариях под постами о благотворительности в зоне АТО. Как правило, сопровождается высокодуховным обличением и призывом к покаянию за предоставление публичной информации о делах милосердия. Несколько комментариев относительно этого отрывка, его контекста и применения.

1. Отрывок Мф 6:1-18 регулирует внешние вопросы праведности и начинается вводными словами: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф 6:1). В более авторитетных греческих источниках используется слово δικαιοσυνη (праведность), которое в данном контексте обобщает проявления праведности в жизни христианина, а именно дела милосердия, молитву и пост.

2. Основной управляющий принцип этого отрывка: не будьте, как лицемеры, которые стремятся показаться перед людьми, чтобы получить от них похвалу. Лицемер – это гнилой человек, красивый гроб с трупными червями и смрадом внутри, или же с белыми безжизненными костями. Его мотивацию определяет Христос:
• трубит перед собою в синагогах и на улицах, чтобы прославляли его люди,
• любит в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми,
• во время поста принимает на себя мрачное лицо, чтобы показаться людям постящимся.

3. Мотивацию лицемера определял Христос, Бог Сын. Исключительно Он знает, кто из людей лицемерно благотворит, молится и постится. Исключительно Он знает наши скрытые помышления, почему и зачем мы творим дела милосердия, молимся и постимся. Исключительно Он имеет право судить о тайных мотивах наших тайных и публичных добрых дел, наших тайных и публичных молитв, наших тайных и публичных постов.

4. Если слова Христа о таинстве праведных действий следует воспринимать буквально, то правая рука не должна знать не только о благотворительности нашей левой руки, но и правое полушарие не должно знать о молитве левого полушария, поджелудочная не должна знать о посте желудка (извините за сарказм). Если Вы обличаете благотворителей за то, что правая рука узнала о делах милосердия левой руки, то прекратите, как минимум, молиться публично: в семье, в церкви, в служении. Чтобы никто другой не знал о факте Вашей молитвы, и не слышал слов Вашей молитвы. А также никогда ни при каких обстоятельствах не позволяйте никому узнать, что Вы находитесь в посте. Этим Вы превзойдете не только праведность книжников и фарисеев, но и благочестивых патриархов, судей, вождей, царей, пророков, апостолов, не говоря уже о мучениках Церкви. Вы действительно оставили и возненавидели свою жену, мужа, детей, родителей, последовав за Христом? Или Христос все же говорил о приоритетах? Вы действительно не заботитесь о завтрашнем дне, и не ходите на работу? Или Христос все же говорил о том, насколько важно доверять Ему сегодня здесь и сейчас?

5. «…чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:4). Если эти слова Бога, Того же Бога, Который говорил и в Древнем и Новом Завете, следует понимать буквально, то их, прежде всего, нарушили Божьи люди, о чьих приношениях на скинию и храм, на восстановление Иерусалима и храма, мы читаем в Библии, о чьих приношениях стало известно тем, кто стал авторами Священных Писаний под водительством Духа Святого, чьи приношения нас вдохновляют жертвовать во имя Христа. Но действительно ли эти Божьи люди нарушили Божью заповедь о таинстве благотворительности? Преступили ли этот принцип мать Тереза, Альберт Швейцер, сотни миссионеров в Азии, Африке, Латинской Америке, Сибири, чей пример вдохновляет нас и призывает нас брать пример и жертвовать своей жизнью и ресурсами во имя Христа, как они? Или Отец все же говорит, прежде всего, о нашей внутренней мотивации – ради чего, кого или Кого мы творим дела милосердия? Вы Бог? Вы знаете помышления человека и способны судить о мотивах его дел милосердия и почему он об этом упоминает публично?

6. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:6). Если эти слова Бога, Того же Бога, Который говорил и в Древнем и Новом Завете, следует понимать буквально, то их, прежде всего, нарушили Божьи люди, о чьих публичных молитвах мы читаем. Не только о факте молитвы, но и слова молитв, как вождей, судей, царей и пророков в Древнем Завете, так и слова молитв апостолов и учеников Христа в Новом Завете. Первосвященническая молитва Христа не осталась втайне, как и молитвы Павла в начале многих его Посланий. Нарушили ли все эти люди, включая Богочеловека, заповедь о таинстве молитвы? Или Отец все же говорит, прежде всего, о внутренней мотивации нашей молитвы, как тайной, так и публичной? А что же говорить о ежевоскресных миллионах публичных молитв во время богослужений и молитвенных бдений? Вы никогда не молились публично? Вы готовы в этом раскаяться? Вы молитесь всю свою жизнь исключительно в своей комнате (вы блаженны, если в вашем доме или квартире есть такая комната), за закрытой дверью? Нет? О, как же Вы недуховны, и как жалки Ваши оправдания.

7. «…чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф 6:18). Если эти слова Бога, Того же Бога, Который говорил и в Древнем и Новом Завете, следует понимать буквально, то их, прежде всего, нарушили Божьи люди, о посте которых мы читаем в Священных Писаниях. Да-да, и о посте Богочеловека, и о посте учеников Христа, и о посте Первоапостольской Церкви. Знают ли Ваши домашние (жена, муж, дети), что у Вас пост в определенный день? Или Вы их обманываете, чтобы оставить это втайне? А что Вы скажете об общецерковных постах? Вы их объявляете на определенную дату тайно или публично? И когда Вы, как пастор, знаете о том, что большая часть общины откликнулась на призыв о посте, означает ли это, что прихожане и верные нарушили заповедь о таинстве поста? Или Отец все же говорит, прежде всего, о внутренней мотивации нашего поста, как тайного, так и публичного?

«И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:15-16).