Адреса церквей ХВЕ

 

 

Обратная связь

Пешки на шахматной доске, или
Неприятные образы на духовных уроках

Автор: Юрий Вавринюк

Сложность любого духовного или интеллектуального труда состоит в том, что тебя не всегда могут понять. И проблема даже не в том, что ты, как человек, можешь ошибиться (в конце концов, и апостолы не могли избежать этого), а в том, что твои слова могут трактовать под таким углом зрения, о котором даже не подумал бы.

Не ожидал, что обложка нашего журнала №3 за 2012 год вызовет такое недовольство читателей. Не буду пересказывать всех негативных комментариев и возмутительных слов, которые пришлось выслушать по этому поводу.

Все их можно свести к следующему: вот это дожились — уже шахматы начали пропагандировать в христианском журнале. А один читатель высказался еще более категорично: «Я когда-то за это в тюрьме сидел, а сегодня…»

Не собираюсь дискутировать на тему: грех или не грех играть в шахматы. Не думаю, что это настолько важно, чтобы спорить. В любом случае знаю: к какому-то общему знаменателю вряд ли удастся прийти. Спрашивая разных верующих, служителей, как они относятся к этой игре, слышал абсолютно разные мнения, которые, в принципе не противоречат главным библейским истинам. Можно было бы вообще отмахнуться от этих критических замечаний, прозвучавших в наш адрес, но мы уважаем мнение читателей и их взгляды на ту или иную проблему (ведь, собственно, для них мы и работаем).

Но буду говорить не об игре в шахматы. Потому что не шахматы мы имели в виду, печатая фото на обложке. И тем более — никак не собирались пропагандировать эту игру среди христиан. По большому счету, эта иллюстрация говорит не о шахматах. Так же, как и много библейских иллюстраций — не о том, что приходит в голову при первом взгляде на них.

Еще в детстве и в молодости меня часто смущали некоторые библейские истории, которые, на мой взгляд, говорили не о том, о чем стоило бы высказываться вслух, или учили читателя не тому, чему нужно. Скажем, книга Песня песней, в которой описываются такие интимные подробности, от которых я иногда краснел. Или приказ Господа Осии — жениться на блуднице и терпеть ее греховные выходки. Или притчи Иисуса: о неправедном судье, о неверном управителе, которого Христос прямо ставит в пример. На первый взгляд может показаться, что великий Учитель, вспоминая этих персонажей, поощряет и нас так поступать. Или возьмем Его замечания относительно молитвы фарисея и мытаря. Первое впечатление такое: будь мытарем — и тебя Бог услышит. Или притча о закваске: «Царство небесное подобно закваске…» Но ведь закваска в Библии имеет негативное значение и символизирует грех.

На самом деле, суть здесь другая. Мы забываем, что все эти истории и события — всего лишь ИЛЛЮСТРАЦИЯ более важных духовных истин, о которых хочет сказать Бог. Песня песней совсем не пропагандирует земную чувственную любовь — она на примере высокой земной любви иллюстрирует любовь Бога к своему народу. Приказ пророку взять в жены блудницу и жить с ней, несмотря на ее неверность, опять же иллюстрирует любовь Господню к своей неверной и распущенной избраннице — Израилю. Иисус совсем не призывает нас жить и поступать так, как мытарь, неправедный судья или управитель. Он хочет на жизненных примерах проиллюстрировать искренность молитвы, настойчивость и веру молитвы, призыв к тому, чтобы подумать о своем будущем. «Закваска» обозначает не грех в Царстве Божьем, Христос обращает внимание на ее способность многократно распространяться. То есть цель всех этих иллюстраций — акцентировать внимание слушателя не на объекте притчи или жизненной истории, а на морали, вытекающей из этого.

Уважаемые читатели! Повторяюсь: мы были далеки от мысли пропагандировать шахматы. Фото с шахматами — совсем не о шахматах, а о чем-то другом, чего кое-кто не заметил из-за своей субъективности. Тема этого номера звучала так: «В чьих руках твоя судьба?» Согласитесь, тема серьезная и достойна внимания. Какую же иллюстрацию можно выбрать для нее? На наш взгляд, напечатанное фото иллюстрирует распространенное в мире и, к сожалению, среди христиан мнение о том, что судьба человека в руке какой-то высшей силы или личности, которая руководит нами, как хочет. Другими словами, мы, простые люди, как пешки на шахматной доске, и чья-то могущественная рука переставляет нас по жизни, как будто по черно-белым квадратикам, как ей заблагорассудится. Именно этот момент зафиксировал фотограф, будто спрашивая читателя: «На самом ли деле судьба так нами распоряжается, как на этой фотографии?»

Но кто-то акцентировал свое внимание почему-то именно на шахматных фигурах, не увидев главного.
Кто-то может возразить: а для чего так усложнять? Не лучше ли было бы сказать об этом просто и без аллегорий? Но почему тогда этот метод так широко применяется в Библии? Почему Слово Божье наполнено сложными, а иногда и противоречивыми иллюстрациями? Именно этот вопрос поставили ученики однажды Христу. «И сказал Он им: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» (Мар. 4:11). Нам, простым людям, трудно понять высокие духовные истины в той форме, в которой они существуют. Нередко их просто невозможно объяснить человеческими словами. А во-вторых, Бог вложил в человека особенную способность — образное мышление. Истина, в форме яркой доступной иллюстрации нам более понятна и лучше запоминается. Скажите, что получится, если забрать из Евангелия притчи Иисуса и заменить их сухим, хотя и теологически правильным учением? Правильно: многим из нас это будет неинтересно читать. Это понимали и апостолы, когда писали свои послания. Свои мысли они иллюстрировали жизненными примерами, которые помогали лучше понять великие Божьи тайны. Так же можно обвинить апостола Павла в том, что он пропагандирует спортивные соревнования, в частности, распространенные в то время олимпийские игры (см. 1Кор. 9:24-26).

И еще одно. Притчи и иллюстрации заставляют нас ДУМАТЬ. Вы заметили, что Иисус редко «разжевывал» слушателям свои проповеди. Он привлекал внимание каким-то действием, историей, притчей, намеком — и тем самым заставлял слушателей думать об услышанном.

Мы, работники журнала, не претендуем на полное знание истины. Мы ограничены, как и все люди, в понимании тех или иных духовных вопросов. Мы не можем сказать, что все, что печатается на страницах журнала, — на сто процентов правильно. О чем-то можем думать не так, как другие, иногда даже и ошибаться. Но насколько возможно, пытаемся придерживаться библейского учения, учения Церкви христиан веры евангельской и даже традиций, которые есть в наших общинах. Поэтому наше желание, как работников печатного слова, — не столько подать готовую «разжеванную» пищу, сколько поощрить вас к тому, чтобы на основе обсуждаемых тем вы сами размышляли и совершенствовали себя в знании Слова Божьего и благочестии. Просим извинения, если какие-то материалы кому-то показались неприемлемыми или дискуссионными — мы не преследовали цели навязать кому-то свое мнение. Мы учимся вместе с вами, совершенствуемся с вами и, поверьте, часто находим самих себя в том, о чем пишем. Даже если это и критические материалы.

С любовью и уважением от имени всего авторского коллектива— Юрий Вавринюк