Адреса церквей ХВЕ

 

 

Вера и жизнь

Свобода во Христе: свободный полет или прыжок с парашютом

На собраниях много говорят о том, что мы должны делать, чего не должны, что можно, что нельзя. Какие-то правила, нормы, которые не всегда согласуются со Словом Божьим. Может быть, это и необходимо на первых шагах следования за Господом, но где эта свобода, о которой говорил Христос: «Вы будете свободны»? И как понимать слова: «Не делайтесь рабами человеков»? Я не имею в виду то, чтобы употреблять свободу для телесных удовольствий, жить, как вздумается. Хотелось бы, чтобы в церкви учили, как получить свободу от греха и жить, как учит Библия. Как воспитать в себе нового человека, в котором состоялась бы перемена не внешняя, а внутренняя, перемена сердца? Часто новообращенного прежде всего «раздевают», «одевают», «как прилично святым», и человек думает, что это все, что от него требуется… Другие выполняют все церковные постановления из-за страха перед служителями или зависимости от окружения (а что обо мне скажут люди)…
Я не проповедник и не могу выразить свою мысль, надеюсь, вы понимаете, о чем я пишу. Дайте совет на страницах журнала.
О.М., г. Ровно

Вопросов в письме много (мы даже не все опубликовали), и каждый из них стоит отдельного разговора. Я не полностью согласен с утверждениями, которые прозвучали в письме. Да, упомянутые проблемы существуют в общинах христиан веры евангельской, но было бы неправильно считать их типичными. Может быть, не всюду и не всегда правильно и понятно проповедники объясняют важные для христианина темы, но, считаю, что в большинстве случаев в церквах излагается правильное учение относительно таких важных вопросов, как рождение свыше, внутренняя перемена и практическая жизнь христианина. Если есть случаи, которые упоминаются в письме, то это или недоработка местных служителей или легкомысленное отношение самого человека к тому, чему учит Библия.

Вместе с тем, мы согласны, что определенные проблемы в понимании некоторых вопросов практической жизни верующих существуют.

Сегодня мы поговорим о свободе во Христе и церковных требованиях и запретах. Эта тема является одной из самых актуальных и дискуссионных, и ею нередко спекулируют сторонники разных точек зрения.
Что же такое свобода во Христе, о которой так много говорит Новый Завет? Формат журнальной статьи не дает возможности сделать полное и основательное обсуждение темы, поэтому остановимся на установившихся мифах, которые наиболее распространены и искажают библейское понимание свободы во Христе.

Миф первый: свобода — это отсутствие закона

Апеллирующие к словам Христа и апостолов о свободе, упускают тот факт, что они, как правило, говорят о Законе Моисея или о природной зависимости человека от дьявола. Новый Завет назван именно так в противоположность Старому, основой которого был сборник четких и конкретных разрешений и запретов, обязательных для исполнения, и который так и назывался: «Закон». Послания апостола Павла к римлянам, коринфянам и галлатам написаны именно по той причине, что некоторые евреи хотели сберечь в христианстве отдельные пункты старого Закона. Поэтому, в большинстве случаев, призывы апостола к свободе и освобождению касались именно Моисеевого Закона.

Другая важная тема, в которой фигурировало понятие свободы, касается освобождения от рабства, в котором оказались все потомки Адама: «Освободившись от греха, вы стали рабами праведности» (Рим.6:18). Свобода для христианина означала, что он теперь освободился, во-первых, от греховной зависимости, а во-вторых — от зависимости чрезмерно суровых параграфов Закона Моисея.

А свобода, в принципе, никогда не означала отсутствия законов. Более того, Яков говорит о парадоксальном понятии: «законе свободы». «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (1:25,26). Другими словами, человек, свободный от греха, рожденный свыше, добровольно подчиняет себя другому закону, который по внутреннему содержанию более совершенный, чем Моисеев: «Вложу закон мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…» (Иер. 31:33). Новый Завет не означает отсутствие закона, закон остается, но он теперь написан не на пергаменте, а в сердце человека, в котором живет Дух Святой.

Апостолы часто называли себя «рабами Иисуса Христа». Как понимать это? Из одного рабства в другое? Да, но это рабство добровольное и означает не тиранию хозяина, как это было под властью сатаны, а зависимость от Бога как Отца, Его воли, Его законов и правил. Иисус сказал, что Его иго (рабство) благо и легко (см. Мф. 11:28-30). Семейная жизнь в определенной степени также является «рабством», ограничением свободы, но при правильных взаимоотношениях это приятное «рабство».

Миф второй: свобода — это отсутствие запретов и вседозволенность

Апостолы, с одной стороны, объясняли, что такое свобода во Христе, с другой — еще больше говорили о том, чего нужно избегать в жизни, как себя вести и быть отделенными от мира. Так что свобода — это не отсутствие запретов и вседозволенность, а подчинение себя правилам, которые защищают от искушений и греха.

Даже на государственном уровне свобода никогда не означает отсутствие закона. Наоборот, чем страна более цивилизована и демократична, тем больше в ней внутренних законов, запретов, ограничений. Беззаконие можно увидеть только в политически и морально отсталых государствах.

Если перенести рассуждения не­которых современных христиан, которые протестуют против цер­ковных ограничений, в плоскость обществе­нно-государственного устройства, то их логика будет неправильной. Это все равно, что говорить: «Я свободный человек, живу в свободном государстве, почему меня всюду ограничивают: за рулем автомобиля я должен придерживаться каких-то правил, мне указывают, как нужно вести себя на улице, в супермаркете, самолете, госучреждении? Почему я не могу построить дом, где хочу и как хочу, почему при поездке за границу мне нужны какие-то бумаги?»

Согласитесь, такие вопросы у нас вызывают улыбку. Мы, не задумываясь, каждый день подчиняем себя сотням, тысячам законов, правил и запретов, которые существуют в обществе (даже, если они нам не нравятся), а в духовной жизни отбрасываем любые ограничения. А духовная жизнь не менее важна. Если мы не придерживаемся правил дорожного движения или правил пожарной безопасности, мы рискуем физической жизнью, если отвергаем духовные правила — рискуем погубить душу.

Миф третий: запреты и правила нужны для спасения

Часто в проповедях и разговорах можно услышать: «Вот этот человек неверующий, потому что…» — вместо точек можно поставить любой церковный запрет: неправильно одет, носит кольцо или украшения, пользуется косметикой, смотрит телевизор и т.д. Такая позиция противоречит Слову Божьему, больше того — обесценивает голгофскую жертву Христа. Новый Завет четко говорит: «тот, кто верует, имеет жизнь вечную» (Ин.3:16); «мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа» (Гал. 2:16-21). Исполнение Закона, Старого или Нового, не дает человеку права считать себя спасенным, только вера во Христа! Об этом много говорил апостол Павел в своих Посланиях к римлянам и галатам. Прочтите их еще раз внимательно!

Миф четвертый: если выполнение правил и законов не влияет на спасение, они не нужны

В христианстве, как и в цивилизованном обществе, должны существовать законы и запреты. Но с другой целью. Никому не придет в голову сказать: «Я гражданин такого-то государства, потому что я выполняю все его законы». Нет, человек становится гражданином страны не за выполнение требований закона, а за фактом рождения в этой стране или другой специальной процедуры. Мы становимся гражданами Царства Небесного не за добрые дела или христианское поведение, а благодаря Божьей благодати и вере в Иисуса. Но каждый гражданин должен придерживаться законов своего государства, которые существуют для ПОРЯДКА в государстве.

Мы живем в несовершенном мире. В любые времена, при любом общественном строе есть большая вероятность того, что граждане будут себя вести так, что это будет вредить им самим, другим людям и обществу в целом. Именно для этого принимаются законы: регулировать взаимоотношения, запрещать то, что приводит к беде. При правильном подходе законы гарантируют порядок в обществе.

Простой пример: читатели-водители, скажите, почему вы выполняете правила дорожного движения? Если быть искренними, даже наиболее сознательные христиане (к сожалению, и я в том числе) скажут: «Чтобы не платить штраф». То есть, наибольшей гарантией нашей безопасности есть (чего грех таить) не столько наше понимание опасности, сколько страх перед наказанием. Поэтому закон (запрет) ДИСЦИПЛИНИРУЕТ нас.

В духовном мире, в том числе и в христианстве, также существует вероятность, что рожденные свыше люди, оставаясь в том же физическом теле, живя в несовершенном мире, могут вести себя так, что это будет вредить им самим, ихней святости. Поэтому, учитывая человеческую слабость и опасность искушений, одним из методов сохранить духовную чистоту есть правила и запреты. Они действуют как правила противопожарной безопасности, или правила дорожного движения, защищая наши души от духовных увечий и даже смерти. Кто-то сказал: «Все правила и законы написаны чьей-то кровью». Это действительно так.

Конечно, одними запретами не достичь успеха. Они должны использоваться наряду с другими методами: работой над своим духовным ростом, чтением Слова Божьего, молитвами и общением с Богом, наставлениями служителей и духовных учителей. Иначе слепое следование правилам приведет к мертвой религии, как это не раз случалось в истории, в частности с книжниками и фарисеями времен Христа.
Важность правил может быть разной: нарушение правил проезда перекрестка значительно большее нарушение, нежели отсутствие ремней безопасности. Но то и другое преследует цель сохранить нашу жизнь.

Духовные запреты можно поделить на две основные группы: те, которые установлены Самим Богом и учением апостолов, и которые Слово Божье называет грехами, и те, которые установлены отдельными деноминациями или церковными общинами вследствие определенных причин и обстоятельств. Если правила первой группы являются неизменными и обязательными для христиан всех времен, то правила другой группы могут меняться, дополняться, аннулироваться.

Согласен, что не всегда христиане единомышленны относительно библейских правил и запретов, и не всегда внутрицерковные законы являются правильными и логичными. Но это не дает нам права игнорировать их. Нам могут не нравиться государственные законы или правила дорожного движения, но они обязательны для исполнения.

Возникает вопрос: если нарушение церковных законов не влияет на наше спасение, то являются ли они обязательными для выполнения? Да, также как государственные законы обязательны для исполнения всеми гражданами. Но существенное замечание: следствием нарушения государственных законов является определенное наказание, но не потеря гражданства (хотя в некоторых случаях, за тяжелые или постоянные нарушения, бывает и так). То же правило действует и в духовном плане: нарушение церковных правил не лишает человека спасения, он лишь несет наказание в зависимости от преступления. Исключения бывают в случае, когда христианин становится «рецидивистом», грубо, цинично и регулярно нарушая все духовные правила, тем самым пренебрегая спасающей кровью Христа, и в итоге теряет спасение (см. Евр. 10:26-31).

Поэтому нам следует быть осмотрительными в наших словах. Фраза: «Носить украшения — это грех» — неправильная, потому что в Библии такого запрета нет, есть только внутрицерковные запреты, на которые, тем не менее, тоже нужно обращать внимание.

Поднятый вопрос очень многогранен, поэтому мы не можем в журнальной статье обсудить его полностью. С другой стороны, на него нельзя дать однозначный ответ. Поэтому будет правильным в этом вопросе руководиться не собственным узким видением или принципиальностью, не обвинениями и подозрениями, а искренностью перед Богом и желанием быть в мире с церковью и друг с другом. Как говорил апостол Павел по этому поводу: «Ради пищи не разрушай дела Божьего» (ради собственных принципов и видения — прим. автора).

Впрочем, понять всю важность соблюдения правил и законов может только свободный человек. Тот, кто по-настоящему не освободился от греховного характера, в чьем сердце остались лукавство, подозрение, бунт, недовольство, непримиримость, всегда будет протестовать против любых ограничений и правил. Потому что именно они выявляют его настоящую сущность.

Юрий ВАВРИНЮК
"Благовісник", 2012,2