Адреса церквей ХВЕ

 

 

Теология

Духа не угашайте

Долгое время фраза «угашать Духа» для меня была наполнена смыслом весьма абстрактным и почти что мистическим, мне трудно было найти ей какое-то конкретное объяснение. Вот если, допустим, я посмотрел какой-либо фильм (пусть даже с хорошим смыслом), я угасил Духа? Или послушал христианский рэп (опять же, с хорошим смыслом)? Или же высказал критическое суждение о какой-либо книге христианского автора?

Угашает ли Духа церковь, в которой частное говорение на языках не поощряется, а публичное — запрещается? Угашают ли Духа служители, не разрешающие использовать во время общих богослужений барабаны? Или останавливающие проповедника, который говорит более часа?

Нетрудно заметить, что заповедью «не угашать Духа» можно манипулировать весьма свободно, превращая ее в орудие для продвижения каких угодно идей и применения каких угодно запретов. Но что же на самом деле имел в виду апостол Павел, говоря «Духа не угашайте»? На мой взгляд, ответить на этот вопрос нам поможет, как обычно, контекст.

В Первом послании к фессалоникийцам (5:16-22) меняется стиль речи: апостол переходит к серии коротких повелений, которые в оригинале все оканчиваются глаголами. Структуру этих стихов можно выстроить по-разному: в виде трех трехстиший или простого хиазма. Однако в любом случае фраза «Духа не угашайте» оказывается ровно по центру. Вот один из вариантов структуры (перевод наш. — А. П.):

16 Всегда радуйтесь.

17 Непрестанно молитесь.

18 Во всяких [обстоятельствах] благодарите: ибо это воля Божия во Христе Иисусе для вас.

19 Духа не угашайте.

20 Пророчества не уничижайте.

21 Все подвергайте испытанию, хорошего держитесь;

22 от всякого вида зла удерживайтесь.

В древней ближневосточной поэзии и возвышенной прозе главную мысль нередко ставили в центр. В связи с характерной структурой этих стихов можно предположить, что повеление не угашать Духа — главное в данном отрывке, а все остальные заповеди его расшифровывают. В свете этого давайте взглянем на прочитанные стихи еще раз.

Когда мы угашаем Духа? Во-первых, когда проявляем недовольство, вместо того чтобы радоваться: «Всегда радуйтесь» (ст. 16). Радость — это плод Святого Духа (Гал. 5:22). Исполняясь Духа Святого, ученики исполнялись и радости (Деян. 13:52). Христианская радость возможна «во Святом Духе» (Рим. 14:17). Поэтому, когда мы предаемся унынию, раздражаемся или ропщем, мы угашаем Духа.

Во-вторых, мы угашаем Духа, когда пренебрегаем молитвой: «Непрестанно молитесь» (ст. 17). Дух Святой — это Дух молитвы. Даже в самых тяжелых обстоятельствах Он нас не оставляет, а «…ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Поэтому Павел призывает нас: «…молитесь во всякое время Духом…» (Еф. 6:18). Когда мы не молимся, мы проявляем самонадеянность, полагая, что и сами без Божьей помощи со всем справимся. Подобная самонадеянность есть угашение Духа молитвы, Духа Святого.

В-третьих, мы угашаем Духа, если не взращиваем в своем сердце благодарность Господу: «…Во всяких [обстоятельствах] благодарите: ибо это воля Божия во Христе Иисусе для вас» (ст. 18). Дух Святой заботится о благе Божьих детей, поэтому, когда мы без благодарности в сердце воспринимаем жизненные обстоятельства, мы угашаем Духа. Дух Святой нас преображает в образ Христов (2 Кор. 3:18), и Его силой «…любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Поэтому, когда мы не благодарим Бога за трудности и испытания, мы угашаем Духа.

В-четвертых, угашение Духа происходит тогда, когда мы уничижаем Слово Божье: «Пророчества не уничижайте…» (ст. 20). Дух Святой — автор пророческого слова (2 Пет. 1:21). И этим словом Он пользуется как Своим мечом. Писание также названо «мечом Духа» (Еф. 6:17). Поэтому, если мы унижаем непогрешимость, авторитетность или достаточность Писания, мы угашаем Духа.

В-пятых, Духа Святого угашает некритичное отношение к жизни и окружающему миру. Павел говорит: «Все подвергайте испытанию…» (ст. 21). Эти слова не означают, что все нужно попробовать и вкусить на практике: и грех, и праведность, и истину, и заблуждение, и такую церковную программу, и иную. Здесь имеется в виду, что прежде чем что-то вкусить на практике, нужно это подвергнуть проверке: хорошо это или плохо, здраво или нет. Поскольку Дух Святой — это Дух благоразумия (Ис. 11:2; ср. Исх. 35:31), некритичное отношение к тому, что предлагает нам окружающий мир, угашает Духа.

В-шестых, мы угашаем Духа моральным релятивизмом (нравственной относительностью). Это когда вместо того чтобы держаться только хорошего, а от всякого вида зла воздерживаться (ст. 21-22), мы говорим: «Допустимо и то, и другое». К примеру, мы будем и гуманитарную помощь собирать, и однополые браки благословлять — мол, и то, и другое — нормально. Однако Дух Божий не случайно назван «Святым». Снижение планки святости, допущение греховного поведения неминуемо угашает Духа Святого. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия…» (Еф. 4:29-30).

Итак, насколько широко можно применять заповедь «Духа не угашайте»? Судя по контексту послания, Духа угашает прежде всего недовольство, самонадеянность, неблагодарность, унижение Писания, некритичность и моральный релятивизм. Не будем угашать Духа Святого, а, напротив, будем всегда радоваться, непрестанно молиться, во всех обстоятельствах благодарить, Слово Божье возвышать, все подвергать испытанию и держаться только того, что угодно Богу.

Алексей ПРОКОПЕНКО

Сайт "Проповеди"

"Благовісник", 2,2013