Адреса церквей ХВЕ

 

 

Теология

О предопределении и свободной воле

Все люди хотят выбрать лучшую жизнь, но зависит ли лучшее или худшее от самого человека? Может быть, все зависит от судьбы, рока или некой высшей силы? Глядя на людей, на их действия и самооценки, трудно не удивляться человеческой непоследовательности. Человек вполне настойчиво и с сознанием собственной силы делает что-то, а спустя короткое время, оглядываясь назад, заявляет: «Я не мог сделать ничего другого, так сложились обстоятельства, это было сильнее меня...» и так далее. То есть создается впечатление, что до совершения каких-либо действий или поступков человек чувствует себя свободным, но, когда совершит действие, не хочет или не может признать этот поступок своим. Может быть, люди просто не хотят нести ответственность за свои действия, поэтому им легче объявить, что они сделали их по постороннему принуждению?

В отношении спасения, веры в Бога и жизни вечной люди также часто говорят: я хотел бы верить в Бога, но не могу, я хочу покаяться, но, наверное, Бог не дает мне покаяния, я рад бы обрести жизнь вечную, но, возможно, я не предизбран к ней.

Как Священное Писание показывает соотношение Божьего предопределения и человеческой свободы? Можно ли совместить Божественную волю, которая всегда и во всем исполняется с абсолютной точностью, со своенравием и непредсказуемостью человеческих поступков? Этот важный вопрос должен показать: несет ли человек ответственность за свои поступки или, если все зависит от Бога и во всем исполняется Его воля, от человека ничего не зависит, а, следовательно, с него и спросить ничего нельзя?

Суверенность Бога и свобода человека

Главная трудность в поиске гармонии между предопределением и свободой заключается в ограниченном понимании природы Бога. Некоторые люди, и евангельские группы особенно, сильно подчеркивают суверенность Бога и Его абсолютную независимость от человека. Действительно, Писание свидетельствует о Боге как о верховном и не зависимом ни от кого и ни от чего Владыке, «от лица Которого бежит Небо и земля» (Отк. 20:11) и при приближении Которого трепещет все творение (Пс.143:5) и смолкают все уста (Иов. 39:34). Ни человек, ни Ангелы, никакое другое существо во Вселенной не может противиться Богу и навязать Ему свою волю или предложить Ему свое решение. Бог никому ничего не должен и ни перед кем не отчитывается в своих действиях. Это настолько очевидная истина, что, даже незнающие Бога, легко с ней согласятся.

С другой стороны, Писание показывает Бога не только как Верховного Владыку, но и как любящего Отца (Ис.63:16), Который желает иметь свободных детей, приходящих к Нему не по принуждению, а по добровольному зову сердца (Мф.11.28). Свобода составляет первооснову любой личности, и это фундаментальное свойство самой Божественной сущности. Невозможно представить себе творческий мыслительный процесс без свободы выбора и оценки вариантов, не существует высших проявлений эмоций без свободы. Например, любовь по необходимости превращается в унылую привычку или привязанность. Тем более невозможно существование воли как таковой без свободы выбора, ибо воля только тогда является волей, когда она реально выбирает между одним и другим. Следовательно, создав человека свободным, Бог тем самым уподобил его Себе и во многих других, вторичных, аспектах. Но, подарив человеку свободу, Бог таким образом уже ограничил Себя, ибо, если человек действительно свободен, то тогда Бог не управляет им, а это значит, что суверенность Божья ограничена человеческим выбором. То есть, суверенность — уже не есть суверенность как абсолютная независимость! Таким образом, кажется, что понятия суверенности Бога и реальной свободы человека вступают в противоречие между собой. Но это совсем не так.

Такое противоречие возникает только при неправильно понятой суверенности как абсолютной неограниченности Бога. Писание же показывает Бога, Который самоограничил Себя своей же нравственной природой. Хотя Бог как суверенный Господин может абсолютно все, Он никогда не поступит таким образом, чтобы нарушить Свои законы или принципы (Пс.88.15) или пойти против Своей нравственной сущности (Евр.6.18). Как справедливый Судья — Он не может поступить несправедливо; как высшая Святость — Он не может совершить греха (Авв. 1.13); как величайшая благость — Он не может творить зла (Иак. 1:13).

Это только некоторые примеры самоограничения Бога. То есть, правильно понятая суверенность допускает и даже предполагает, что Бог может ограничить свою власть свободой человека. Следовательно, Бог управляет миром не как повелитель роботов, которые безоговорочно повинуются его приказаниям. В таком случае, достижения и ошибки роботов — это достижения и ошибки хозяина, и тогда Бог ответственен не только за благость, но и за зло во Вселенной. Но Бог выполняет свои планы, не навязывая Свою волю, а предвидя свободные действия человека и реагируя на них так, чтобы в конечном счете достичь поставленной цели.

Справедливость Божья не может наказывать или поощрять человека, если он не имел возможности выбора. Отсутствие выбора лишает ответственности за него, а значит, вины или награды. Справедливость Божья не допустит наказания человека, который не получил спасения, если спасение зависело только от Божественного избрания. Также она не может допустить, чтобы любовь Божья произвольно спасла одного человека и не спасла другого (Быт 18.25).

Таким образом, объясняя избрание Божье и человеческую ответственность, надо всегда гармонически сочетать суверенность Божью и Его справедливость, и единственный способ сделать это — представить, что Бог захотел ограничить Себя, создав человека со свободной волей, и не позволяет никакой духовной силе, в том числе и Себе, отнимать ее у человека.

История предопределения и свободного избрания

Практически у всех древних народов, как, собственно, и у современных людей, твердо сохранялась вера в судьбу, рок, фатум и тому подобные неотвратимые проявления силы свыше, которые управляют людьми, героями и даже богами, не считаясь с их волей и желанием. Раннехристианские мыслители, в противоположность мирской, греко-римской философии, никогда не подчеркивали предопределенности человеческих поступков, постоянно указывая на два пути и на свободу человека выбрать путь добра и света.

Знаменитый проповедник IV века Иоанн Златоуст оставил целую книгу, которую назвал «О судьбе и Провидении», где критикует языческие представления о судьбе, проникшие в христианство: «Бог сказал «если хотите» и «если не хотите», делая нас господами добродетели и порока и полагая это в зависимость от нашего образа мыслей…»

Первым начал учить о предопределении святых, которое совершается в людях независимо от их воли и желания, влиятельный африканский епископ начала V века Августин, споря с ученым монахом Пелагием.
Августин оказался самым влиятельным богословом, сформировавшим западноевропейскую традицию, которая в эпоху Реформации вылилась в стройное учение, предельно логично и последовательно сформулированное в Женевской академии учениками Жана Кальвина. В этом учении все зависит исключительно от Бога и Его благодати. Византийская же традиция, восторжествовавшая в Восточной Европе, постоянно подчеркивала синергизм, то есть совместный труд Божьей благодати и свободной человеческой воли. Представление о двойном предопределении, которого придерживалось большинство протестантов, указывало, что Бог по Своей суверенной воле некоторых людей избрал ко спасению, а некоторых к погибели и люди не имеют права даже задать вопрос — почему это так, ибо люди только глина в руках Творца, который делает с ними то, что Ему заблагорассудится.

Последовательное развитие этих взглядов привело к представлению, что Бог предопределил грехопадение. Кальвин категорически отстаивал эту позицию и задавал риторический вопрос: «Как случилось, что падение Адама безвозвратно увлекло за собою в погибель столько людей вместе с их детьми, если это не было угодно Богу?» И хотя некоторые последователи Кальвина стали учить, что предопределение начало действовать только после грехопадения, такой взгляд ограничивал суверенность Божью и приводил к внутренней противоречивости кальвинизма.

Но если все совершается по определяющей и не допускающей никаких отклонений воле Божьей, то Бог становится источником зла и главным грешником во Вселенной! Так как этот вывод очевидным образом противоречит образу Бога, который представлен в Библии (Пс.5:5), то в кальвинизме с начала XVII века возникло движение, получившее название арминианства. Оно отвергло понятие «безусловное избрание», а стало придерживаться библейской концепции Бога, представившего реальную свободу некоторым существам, которые согрешили по свободной воле, вызвав тем самым к жизни зло. Избрание Божье в таком понимании основано не на суверенной воле Божьей, а на Его предузнании будущего, в частности на предузнании ответа человека на Божий призыв.

Ортодоксальные кальвинисты на Дортском (Дортрехтском) соборе 1619 года осудили арминианство и выработали 5 основных принципов кальвинизма, которых до сих пор придерживается большинство протестантов Западной Европы и Америки. В кратком изложении они выглядят так:

1. Полная порочность человека, то есть он ничего не может сделать для своего спасения из-за своей греховности.

2. Безусловное избрание, то есть человек избирается Богом без всяких на то оснований и условий со стороны самого человека.

3. Ограниченное искупление, то есть Христос умер только за избранных, а не за всех людей.

4. Непреодолимая благодать, то есть, если человек избран для спасения, он не может сопротивляться Святому Духу и не быть спасенным.

5. Вечная безопасность или стойкость святых, то есть, однажды спасенный — спасен навсегда и не может погибнуть ни при каких обстоятельствах.

Библейский взгляд на избрание и предопределение

Хотя Библия не открывает до конца тайны Божьего избрания,она все же вполне определенно указывает:«...Кого Он (Бог) предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим.8.29). То есть предопределение, которым Бог выделяет некоторых людей из общей массы и потом трудится над их спасением, основано не на Его суверенном выборе, а на Его предварительном знании. Поэтому Павел не написал: «Кого Он захотел, тем и предопределил...», а написал: «...Кого Он предузнал, тем и предопределил...».

Понятие «предузнание» означает, что Бог знает все заранее, до того, как оно произошло, и знание это обладает абсолютной достоверностью, то есть это абсолютно непогрешимый прогноз со стопроцентной точностью.

Бог, зная абсолютно все факторы, абсолютно все желания и действия каждого человека еще до того, как этот человек родился, еще до создания мира подготовил Свои ответные действия так, чтобы выполнить объявленный Им предвечный план домостроительства Церкви Христовой (Еф.14). То есть Бог избирает тех, о ком Ему достоверно известно, что они примут Христа, и при этом важно заметить, что нет ни одного библейского текста, который бы указывал, что Бог предызбрал кого-то к вечной погибели, даже зная, что он не примет Христа.

Безусловное избрание предполагает, что нет никакой причины для избрания, находящейся в человеке. При таком подходе Богу как бы все равно, кого избирать — людей с синими глазами или с карими, умных или глупых, хороших или плохих, высоконравственных подвижников или законченных негодяев. Но как быть тогда со справедливостью Божьей? Если бы все люди были одинаковы, то справедливость не нарушалась бы при случайном выборе. Из десятка совершенно одинаковых ложек все равно, какую избрать... Но люди не однотипные винтики, сходящие с конвейера, они отличаются не только внешне, но у каждого есть свой характер, свои взгляды и особенности. Если Бог абсолютно не смотрит на то, какой человек, как тогда объяснить заявление Священного Писания: «...Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35)? Если Богу все равно, как человек относится к Нему, то Ему должен быть равно приятен и боящийся Его, и презирающий Его, но, оказывается Бог избирает только тех, о ком Он знает, что они любят Его (см. Деян. 13:22; 1 Цар. 13:14). «Ты (Боже) испытуешь сердце и любишь чистосердечие» (1 Цар.29:17), — говорит Давид в своей молитве, а Премудрость Божья добавляет: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (Пр.8:17). Из этих стихов ясно, что Богу не все равно, кого избирать.

Многие библейские тексты подчеркивают истину избрания Божьего и ничего не говорят о внутренних причинах или основании для такого избрания. Это приводит к тому, что некоторые люди считают, что причина избрания лежит только в Боге, а не в человеке, но давайте присмотримся к этим текстам более внимательно. Иисус сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). А как и кого привлекает Отец Небесный? Иисус позже объясняет: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). То есть, если бы не было жертвы Христа, то никто не был бы привлечен к Отцу, но после Голгофы Господь привлекает всех.

«Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9:11-13). Читая такие строчки, кажется, что жизнь Иакова и Исава зависела только от Бога, но, изучая Писание (Быт.25-33), становится ясно, что хотя дела и одного и другого брата были одинаково нехороши перед Богом, но их отношение к Господу было разным. Исаву была чужда духовная жизнь, безразличен Бог его отца Исаака, первородство и так далее. Иаков, наоборот, стремился к Богу и к познанию воли Его, и Бог, видя будущее отношение к Нему одного и другого и их веру (и неверие), еще до их рождения избрал того, кто готов был до смерти бороться (Быт.32:24-30) для того, чтобы обрести Божьи благословения. Об этом же говорил Иисус: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16), а почему Он избрал именно этих? Неужели Ему было все равно, кого избирать? Нет, Иисус сказал: «...Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его» (Ин.14:21). То есть Отец Небесный возлюбит того, кого Он заранее будет видеть как любящего Сына Его.

Также написано: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп.2:13). Вырванная из контекста, эта фраза создает впечатление, что все человеческие действия и даже желания (хотения) зависят не от самого человека, а от Бога. Но смысл проясняется, если прочитать начало этого обращения Павла: «...Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12-13). Если все наши желания и действия действительно зависят только от Бога, то какой смысл предлагать нам внимательно совершать свое спасение? При таком понимании фраза, показывающая причинно-следственную связь, теряет всякий смысл. Но Павел ясно говорит, что причина того, что надо поступать в жизни осмотрительно, заключается в том, что в нашем сердце Бог производит какие-то хотения и действия. В этом сердце появляются также побуждения и желания, исходящие из греховной плоти, навеянные сатаной и миром греха, и задача каждого верующего — сделать правильный выбор в этих желаниях и поступить сообразно хотениям от Бога, а не от мира сего. Еще написано: «...И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48). В этих словах явно звучит нотка фатализма и неизбежного рока: слушали слово Божье все, но уверовали только те, кто был предуставлен какой-то силой свыше. Почему один оказался достойным, а другой недостойным спасения? Дух Святой тут же открывает причину, если не вырывать тексты из общего повествования, а читать Библию так, как она написана. «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Значит, иудеи, к которым было обращено Слово Господне, сами себя сделали недостойными вечной жизни. Не Бог сделал их недостойными, и не Божья вина в том, что они оказались не предуставленными, а действия и воля самих людей.

И еще один текст, часто вызывающий смущение: «(Бог) кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает... Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим.9:18,21). В этом отрывке демонстрируется верховная власть Бога, но Павел не дает здесь ответа на вопрос: «Почему Бог одного милует, а другого ожесточает?» Но продолжая рассуждения о том, что Бог властен делать то, что Ему заблагорассудится, Павел указывает, что Бог смотрит на людей не как на пассивные предметы, а привлекает их к сотрудничеству и предлагает изменить свое положение: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего (от отступничества), тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2Тим. 2:20-21). То есть для людей есть уникальная возможность, в отличие от бездушных предметов, — из сосуда для низкого употребления стать сосудом в чести, для почетного употребления.
Таким образом, основываясь на словах Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16) и на многочисленных примерах веры, оставленных на страницах Священного Писания, можно с уверенностью сказать, что Бог избирает ко спасению не любого человека, а только того, кто верой ответит на призыв Христа. Поэтому избрание не безусловно! Оно обусловлено верой человека, которую Бог предузнает от вечности.

Сергей САННИКОВ,
"Благовісник", 3,2012