Адреса церквей ХВЕ

 

 

Размышления над Словом Божьим

Настоящий отец

Почему-то часто получается так, что когда заходит речь о матерях, то одна похвала сменяется другой. Но когда заходит речь об отцах, то мы склонны больше вспоминать их недостатки и странности. В этой статье я хочу поговорить именно об отцах, мне тоже вспоминаются их типичные недостатки. Но чтобы быть объективным, я, отметив недостатки отцов, хочу поговорить об одном замечательном отце.

Вначале немного о типичных, то есть встречающихся чаще всего, недостатках отцов. На мой взгляд, их четыре.

Первый. Это самоотстранение от хлопотливых, нелегких и постоянных забот внутри семьи, когда отцы либо не хотят принимать участия в обыденной работе по дому и в процессе воспитания детей, либо не умеют распределить свое время. Проще все заботы переложить на хрупкие плечи своих жен. Это безответственные отцы.

Второй. Есть отцы, которых можно назвать «негативными». Они всегда чем-то недовольны, а поэтому на их лице редко появляется улыбка. Они часто хмурятся, повторяя: «Смотри, осторожно!», «Смотри, не забудь!», «Сколько раз можно повторять?» Эти отцы во всем хотят проявить свою власть, всех подчинить своей воле, они не допускают никаких возражений.

Третий. Встречаются «холодные», как бы отсутствующие отцы. Физически они могут находиться рядом, вы их видите в кругу семьи, но от их присутствия не тепло, а холодно. Они своими мыслями находятся где-то далеко, продолжая и дома решать нерешенные проблемы по работе. Фактически, они в семье отсутствуют. И их наличие в семье не приносит никому радости.

Четвертый. Это отцы, которые считают себя безукоризненными отцами. Они могут сделать все, кроме одного: они не могут признать своих недостатков. Такой отец считает себя совершенством. Его не назовешь безответственным. Это сплошная самоуверенность.

Однако я лично предпочел бы иметь самого обычного отца, доступного и человечного, в котором живет и отец, и друг! Отца, которому присущи такт и чуткость, который просто и искренне может сказать, признав себя неправым: «Прости меня». Я предпочел бы доброго и любящего не на словах, а на деле отца, готового сказать: «Я прощаю тебе, потому что люблю тебя».

В Новом Завете мы читаем об отце, на которого в проповедях реже обращают внимание, так как чаще и больше говорят о его сыновьях. Мне хотелось бы, чтобы наше внимание было сосредоточено больше на отце, о котором мы читаем в 15-ой главе Евангелия от Луки. Он – невоспетый герой притчи, известной всем как притча о блудном сыне. Отец был в достаточно зрелом возрасте и имел двух взрослых сыновей. Он был довольно состоятельным человеком, имел большое имение, скот, слуг и наемников, и сам руководил всем. И еще мы знаем, что его наемники имели довольно много хлеба, даже с избытком. Это говорит о том, что отец был хорошим, добрым хозяином. У него всем жилось хорошо.

Из 29-го стиха мы узнаем о том, как он воспитывал своих сыновей. Старший сын говорит, что он верно служил своему отцу много лет и никогда не пренебрег ни одним из его приказаний. То есть отец был строг и не потакал своим сыновьям, не позволял себе выполнять капризы своих сыновей.

А вот младший сын выразил желание быть самостоятельным. Заметьте, что это желание родилось раньше у младшего сына, а не у старшего. Мнение о том, что младший ребенок в семье имеет больше прав или больше привилегий, чем остальные, — довольно распространенное мнение.

Итак, младший сын говорит своему отцу: «Довольно, хватит с меня! Отдай принадлежащую мне часть имения!» И с этого момента, уже со второго стиха этой притчи, мы можем делать определенные выводы об отце. Мы видим, что отец поддерживал открытые, честные взаимоотношения со своими сыновьями. Для сына, который, как я полагаю, был еще довольно молодым, не просто было придти к отцу и потребовать свое наследство: «Дай мне следующую мне часть имения» (Лука 15:12). Но совершенно очевидно, что между ним и отцом была откровенность, позволявшая ему коснуться даже такой щекотливой темы, как разделение имущества; и сын не опасался, что может быть вспышка гнева или даже раздражения со стороны отца. И сказано: «И отец разделил им имение». Этот краткий диалог проходил без каких-либо осложнений. Такие взаимоотношения я называю откровенными взаимоотношениями. Отец проявил сдержанность и уважение по отношению к своему сыну.

Сын оставил дом своего отца и ушел на «свободу», предавшись увлечениям юности. И, наверное, каждый проповедник, проповедь которого вы можете припомнить по этой притче о блудном сыне, говорил о греховной жизни юноши. Но мы сегодня говорим больше об отце. Подумайте, что в это время делал отец? Может быть, он обратился в органы власти с просьбой, чтобы ему помогли вернуть сына домой? А может быть, он отрекся от сына, предупредив, чтобы тот никогда не возвращался в родительский дом? Или, может быть, он перестал доверять Богу и стал винить себя за то, что сын оставил его? Ничего подобного. Мы не находим и следа паники, отчаяния, огорчений или обвинений. Отец знал, что он сделал для сына всё, что от него зависело. Мы видим отца, который спокойно, с полной уверенностью ожидает, чтобы Бог сделал то, чего сам он не в состоянии сделать, т.е. изменить своего сына. Уповая на Господа, отец был спокоен.

А теперь давайте посмотрим на самого блудного сына. Мы читаем, что за это время сын «расточил имение своё», «он растратил всё» и вынужден был «пасти свиней», и «рад был наполнить желудок свой» той пищей, которой питались свиньи, но и эту пищу не всегда давали ему... Сын находится в свинарнике, где украдкой собирает рожки, чтобы наполнить желудок... И вот здесь он обдумывает свою жизнь. «Пришед же в себя, — а это указывает на то, что до этого он был вне себя, — пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему...»
Заметьте, что он не говорит: я пойду в мой красивый дом! Нет! Он хочет пойти к отцу своему. Силой, которая невидимо подталкивала его придти в себя, был его отец. Вот почему он тосковал. «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобой». Наверное, он получил изрядную порцию поучений из Библии от своего отца, потому что знал, что такое грех. Он также знал, что должен был исповедать свой грех не только против неба, но и против своего отца. Интересно, где он научился просить прощения? Если твой сын способен снизойти до того, что, при необходимости, может попросить прощения, то у тебя богатейшее наследство! «Я уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих». Да, было время, когда его сердце возмутилось против отца, но в глубине сердца своего он питал глубокое уважение и доверие к своему отцу. И, воистину, его отец заслужил это доверие, как заслужил право называться настоящим отцом, в самом высоком значении этого звания, быть отцом!

Итак, сын возвращается домой. Однако даже на мгновение не допускайте мысли, что отец, который спокойно, с уверенностью ожидает Божьего действия, сам оставался пассивным. Я верю, что не прошло ни одного дня, чтобы отец не смотрел вдаль. Я убежден, что когда отец вставал с колен, помолившись о своем сыне, он подходил к окну и смотрел, не идет ли его сын домой. И вот однажды он увидел сына, когда тот был еще далеко от родительского дома. О, отец узнал его сразу, он узнал, что это его сын! «Как мне знакома его походка! А его внешность я узнаю издалека! Да, это мой сын! Он похудел, но это мой сын! Он немного неуверенно шагает к дому, но это мой сын!» Наверное, такие мысли пробегали в сознании отца, когда он смотрел на приближающуюся фигуру сына.

В Евангелии написано, что сын пошел к отцу своему. Но отец, увидев сына, не пошел навстречу ему, не стоял на месте, ожидая сына своего, нет. Увидев сына издали, отец побежал ему навстречу. Побежал! Как о многом говорит это одно действие: «ПОБЕЖАЛ!» В 20-ом стихе этой главы очень сильно выражено именно состояние отца, и это выражено его действиями: он УВИДЕЛ издали сына своего, он СЖАЛИЛСЯ (прощение сына совершилось в сердце отца моментально, как только он увидел его, возвращающегося домой), он ПОБЕЖАЛ к нему навстречу, он ПАЛ сыну своему на шею, он ЦЕЛОВАЛ сына своего. Именно действия, а не слова, выражали безмерную любовь отца к сыну своему! Отцом не было сказано ни одного слова упрека. Отец действиями выражал глубокое сострадание и всепрощение. Читая этот один стих, невозможно не заметить прекрасных качеств отца. И эти качества видны не из слов, а из его поступков. Отсутствие какой-либо гордости; ведь в подобном положении другой отец даже бы не вышел из дома, а сидел бы и ожидал, чтобы сын ПАЛ ему на шею или в ноги с покаянием и СОЖАЛЕНИЕМ. Но здесь проявляется чуткость отца, его умение сострадать, умение понимать сына своего без лишних слов и объяснений. Мы видим в отце и умение прощать, при этом оберегая достоинство сына.

Если ты ищешь пример истинного христианина, посмотри на этого отца. Христианин по-настоящему испытывается не в церкви, а в семье. Отец блудного сына выдержал это испытание. Вместо выговоров, он проявил любовь. Вместо осуждений, он проявил сострадание. Вместо печали и огорчений, отец говорит: «Надобно радоваться и веселиться, что он был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Отцы, мы можем очень многому научиться из этой притчи. Она дарит надежду, она воодушевляет! Какой замечательный пример находим мы в этом любящем, доверяющем и прощающем отце. Как он не похож на тех отцов, о которых я говорил в начале. Настоящий отец любвеобилен и всепрощающ, сострадателен и доступен. Таков наш Небесный Отец. Когда мы приходим к Нему, исповедуя свои недостатки и ошибки, Он ожидает нас с распростертыми объятиями, желая восстановить с нами добрые взаимоотношения. Он также помогает нам преодолеть наши недостатки и исправляет наши ошибки.

При наличии Божьей помощи для нас, отцов, всегда есть надежда на добрые результаты. А это значит, что есть надежда и для наших семей.

Джон ПЕЙСТИ
"Благовісник", 2012,2