Адреса церквей ХВЕ

 

 

Исторические личности

Уильям Бранхам: Божий пророк с человеческими слабостями

Если бы Бог мне сегодня вечером сказал пойти на президентское кладбище и воскресить завтра утром Джорджа Вашингтона, я бы весь мир пригласил: «Придите и посмотрите, как это произойдет». Я бы сказал: «Приведите всех... Соберите всех критиков до одного, и поставьте их кругом; вы увидите славу Божью. Поставьте здесь стул, где можете присесть и немного отдохнуть; он появится через минуту, как только я позову».
Уильям Бранхам

В нашей рубрике «Исторические личности» мы в основном представляем людей, оказавших положительное влияние на историю христианства. Однако есть не менее известные имена, которые оставили после себя достаточно противоречивую славу. Личность Уильяма Бранхама — пример того, как служитель по собственной воле может использовать вверенное Богом служение не по назначению. Полезным этот материал будет для наших читателей и тем, что учение Уильяма Бранхама получает распространение и в Украине.

Возможно, имя Уильяма Бранхама ничего не говорит большинству наших читателей, но поколение назад он был очень известен тем, что был наделен невероятным даром пророчества и исцеления.

После смерти Бранхама на основе его учений возникли сотни церквей, а его проповеди, теперь уже скрупулезно перенесенные на бумагу, практически стали для этих церквей новым Писанием. История Уильяма Бранхама очень важна не только в связи с ростом этих церквей, но и потому, что некоторые моменты его учения стали основой для формирования искаженных вероучений среди христиан. Почему так случилось, что человек, наделенный большими дарами Духа Святого, стал вдохновителем лжеистины в христианстве? В этом мы попробуем разобраться.

Уильям Марион Бранхам родился 6 апреля 1909 года неподалеку от Бурксвилла, штат Кентукки. Через несколько лет семья переехала в Джефферсонвилл, штат Индиана (там теперь расположена неофициальная штаб-квартира основанного Бранхамом движения).

Бранхам был обращен в христианство в возрасте девятнадцати лет и в течение пяти лет был пастором баптистской церкви в Джефферсонвиллe. Уже тогда он имел видения и откровения.

В 1936 г. Бранхам посетил собрание пятидесятнического движения «Jesusonly» в городе Мишауака и понял, что Бог хочет, чтобы он уехал из Индианы и благовествовал в других городах вместе с этими людьми. Однако неодобрение родственников жены заставило Уильяма отказаться от этого плана. На следующий год его первая жена и годовалая дочь умерли, и он счел это Божьей карой за то, что не поехал с пятидесятниками-единственниками.

Общественное служение

По словам Бранхама, в мае 1946 года Бог привел его в потайную пещеру в Индиане, «которую не может найти ни один человек». Там будущий пророк встретил ангела, от которого узнал, что Бог поручил ему нести миру весть о божественном исцелении. Ангел сказал, что если Бранхам будет искренен и сможет убедить людей, то ничто не сможет устоять перед его молитвами, «даже рак». Бранхаму будет дано два сверхъестественных знамения: во-первых, способность диагностировать заболевания через физические изменения в своей левой руке и, во-вторых, способность видеть тайные мысли и дела людей. Если первое знамение не убедит людей в том, что это Божье дело, то их убедит второе. Общественное служение Бранхама началось в том же месяце и со сверхъестественной быстротой распространилось по всем Соединенным Штатам.

Неоднократно было засвидетельствовано, что на его служениях происходило много удивительных физических исцелений. Дэвид Харелл, лучший летописец исцелений и харизматических возрождений сороковых годов, согласен с тем, что «сила служений Бранхама... остается легендой, не имеющей аналогов в истории харизматического движения».

Люди, бывшие пятидесятниками всю свою жизнь, трепетали перед конкретными деталями, которыми изобиловало «слово знания» Бранхама. Он называл имена, адреса, болезни и подробности личной жизни людей, которых никогда раньше не видел. Гордон Линдсей, основатель Института «Christfor the Nations» в Далласе, писал, что дар знания, которым обладал Бранхам, «был практически безошибочен. Много сотен раз я видел, как он говорил под помазанием Святого Духа, и каждый раз он безошибочно сообщал сердечные тайны людей — то, о чем он, без сомнения, просто не мог знать».

На плечи Бранхама легло чрезвычайно изнурительное расписание. Часто его буквально уносили с ораторской трибуны в полном изнеможении. В середине 1948 года он был близок к тому, чтобы оставить свою деятельность, частично из-за переутомления, частично из-за неприятного открытия, что некоторые последователи буквально крестили новообращенных в его имя и носили фотографии с подписью «Брат Бранхам, наш Господь». В конце того же года Бранхам вернулся к евангельской деятельности и отправился за океан. Но в 1955 году интерес к служению Бранхама начал ослабевать.

Когда его служение еще было в самом расцвете, Бранхам ограничивал свои проповеди личным свидетельством и властью Бога спасать грешников и исцелять болезни. Многие из его кампаний были организованы христианами-тринитарианцами, и он уступал другим право проповедовать, в то время как сам занимался исцелением. Однако в Скинии Бранхама (его родная церковь в Джефферсонвилле) он мог с полной свободой излагать свои истинные убеждения. И когда в конце 50-х его популярность полностью увяла, Бранхам обратился к тем церквам, которые теперь верили в его послание, и его своеобразные учения стали распространяться все шире и шире.

Уильям Бранхам и лжеучение

С самого раннего возраста Бранхам отрицал христианское учение о Троице. Он громогласно провозглашал: «Вера в Троицу — от дьявола! Я заявляю, что ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ!». Бранхам настаивал, что учение о Троице исходит от сатаны и сводится к тому, что есть «три Бога». Поэтому он заявил, что каждый верующий, крещенный в соответствии с формулой триединства, данной в Матфея 28:19, должен быть крещен заново «во Имя Господа Иисуса Христа».

Бранхам обычно говорил об Отце, Сыне и Святом Духе как о трех «проявлениях», «званиях», «измерениях» или «качествах» Бога.

Бранхам также утверждал, что Бог открыл ему сложное учение, которое известно как доктрина «змеиного семени». Коротко говоря, грех Евы в Эдемском саду заключался не в том, что она съела запретный плод, а в том, что она вступила в половые отношения со змеем. До грехопадения змей был «чем-то между шимпанзе и человеком, но ближе к человеку». Cатана вошел в змея и соблазнил Еву. Поэтому Каин был зачат сатаной, а не Адамом.

С тех пор всегда существовала раса людей, которые были непосредственными потомками сатаны. Когда Иисус сказал Евреям в Евангелии от Иоанна (8:44): «Ваш отец дьявол», Его слова не были образной речью. Потомки сатаны никогда не могут быть спасены, потому что они «семя змея».

Одновременно существует и «семя Бога», род людей, которые, безу­словно, предопределены для спасения. Эта группа людей и является подлинной Невестой Христа. Они предопределены услышать и получить «весть» Брата Бранхама.

Кроме них, есть еще одна, промежуточная категория людей, которые не произошли ни от семени Бога, ни от семени змея. У них вообще нет никакого предопределения, и они получают спасение или проклятие по своему выбору. Бранхам учил, что преобладающее большинство традиционной Церкви принадлежит именно к этой категории.

Бранхам проповедовал и другие сомнительные учения. Он отрицал, что ад вечен, и утверждал, что сатана и все грешники, в конце концов, будут уничтожены. Он говорил, что коридоры Великой Пирамиды и двенадцать знаков Зодиака тоже являются Божьими откровениями, хотя и менее значительными, чем Библия. Он утверждал, что остриженные женщиной волосы, согласно Библии, могут служить поводом для развода (по этому вопросу см. Матфея 5:32), и что еще не появившиеся на свет дети не являются живыми людьми до момента своего первого вздоха.

Представления Бранхама об Иисусе были небиблейскими, по крайней мере, в одном важном аспекте: он утверждал, что Иисус во время Своей земной жизни был Сыном человеческим, а не Сыном Божьим. «Он никогда не называл себя Сыном Божьим, — говорил Бранхам, — Он говорил, что Он — Сын человеческий». Бранхам учил, что Иисус стал Сыном Бога (т.е. Святым Духом) после Своего вознесения на небеса.


Известное фото, на котором зафиксирован так называемый «огненный столб» над головой брата Бранхама, 1950 р.


Влияние на современные учения

Одно из учений Бранхама, которое, вероятно, оказало определенное влияние на современное «Учение веры», говорит о силе «произнесенного слова». Кеннет Хейгин, очень популярный учитель Веры, по-видимому, весьма уважительно относился к учениям Бранхама, — в одной из своих работ он называет Уильяма Бранхама «пророком».

Бранхам считал, что одним из признаков, подтверждающих его звание пророка для этого века, была его способность создавать материальные объекты из ничего. Бранхам называл этот дар «третьей тягой» и полагал, что это «новое служение» никто не в силах повторить, хотя, по сути дела, его служение основывалось на власти произнесенного слова творить вещи из ничего, exnihilo: «Только произнесите слово, и они предстанут перед вами».

Современные учителя Веры, похоже, многое позаимствовали из этой доктрины. Мысль о том, что вера — это сила, которая, если ее пробуждает произнесенное слово, неизбежно что-то материализует, обязана своим происхождением Бранхаму.

Еще одно учение Бранхама, ставшее популярным в наши дни, заключается в том, что Невеста Христа — это не собрание всех возрожденных христиан. Бранхам учил, что на небо будет вознесена только избранная Невеста, в то время как подавляющее большинство христиан, которые не приняли его послания, изведает Великую Скорбь.

Оценивая заявления Бранхама

Мы должны оценивать утверждения Бранхама с точки зрения единственно истинного критерия: их соответствия Божьему Слову. Некоторые последователи Бранхама заявляют, что об истинности его доктрин и последующих откровений свидетельствуют многочисленные чудеса и точность его «слова знания».

Однако нам кажется, что сам Бранхам хорошо ответил всякому, кто пытается изображать его непогрешимым учителем. «Неужели вы не понимаете, что нельзя основывать свою веру на сеансах исцеления? Вы не можете строить веру на подобных знамениях. Единственное, что может быть основанием веры, — это библейское «ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ».

Подходя к учениям Бранхама с его собственными мерками, мы приходим к выводу, что претензии Бранхама на роль единственного пророка нашего времени следует отвергнуть по ряду причин. Прежде всего, мысль о том, что каждому периоду истории Церкви был дан свой пророк — не более чем человеческое предположение. Библия нигде не указывает, что под семью церквями Откровения следует понимать семь последовательных периодов времени, и в Новом Завете вы не найдете заповеди следовать иному «пророку», чем Господу Иисусу Христу.

Во-вторых, если бы Бранхам действительно был послан Богом исправить Церковь, он бы непременно имел здравый взгляд на такую основополагающую доктрину, как Троица. Он должен был бы иметь здравый взгляд и на другое основополагающее учение, гласящее, что во время земной жизни Иисус Христос был Сыном Бога.

В-третьих, следовало бы ожидать, что истинный пророк будет правильно излагать точку зрения своих оппонентов. Пророк, ниспровергая ересь, должен уметь четко «указывать» на существующую проблему. Бранхам периодически заявлял, что приверженцы Троицы верят в существование трех Богов, хотя на самом деле они всегда говорили, что есть только один Бог. Будь Бранхам истинным пророком, он не представлял бы учение своих братьев во Христе в неверном свете.

И наконец, те, кто принял послание Бранхама, проповедуют, что степень духовности христианина определяется не его верностью Библии, а тем, принял ли он откровение Бранхама. По сути, Бранхаму учил, что вы можете стать частью Невесты Христа только в том случае, если примете его особое учение («слово для вашего времени»). Если вы отвергнете откровение, это будет свидетельством того, что вы не пребываете «в истине».

Уильям Бранхам был искренен и считал, что любит Господа, однако не придерживался библейских истин. Как мы видим, он плохо знал учения Библии и заблуждался в некоторых аспектах. Его учение заключало в себе гораздо больше неточностей, чем мы можем рассмотреть в этой короткой статье. Тем, кто считает исцеления Бранхама свидетельством его правоты, мы напоминаем, что цель божественного исцеления — приводить людей к Богу, Целителю, а не к Его служителю — человеку.

Образ Уильяма Бранхама — это образ искреннего служителя, открытого человека, служителя, вдохновляющего и ведущего за собой, живущего в сверхъестественном водительстве, верующего в Бога, как своего Отца и исповедующего Иисуса Христа своим Спасителем. Духовный пример Уильяма Бранхама — это также пример великого прельщения, постигшего не только его самого, но и тех, кто последовал за ним. Это пример, когда последователи попадают в некий ослепительный, духовный дурман. Также это пример жёсткой зависимости человека от ведущего его мистического мира, падшего мира, который буквально подчинил человека своей воле, поглотил, прельстил его тем, что непостижимо и необъяснимо. И здесь Бранхам просто дополнил число «христианских духовидцев». Перед нами образец особого видения и понимания духовности, а точнее псевдодуховности сверхъестественного, с абсолютной верой в ту «истину», которая подтверждается сверхъестественно и на личном уровне воспринимается неоспоримой. Бранхам явил пример служителя и пример служения, пренебрегши соборным опытом Церкви. И как следствие, пример создания своего собственного религиозного опыта, на вершине которого он представил себя как основного пророка нынешнего времени, нынешнего этапа Церкви, как пророка, которого крайне необходимо принять.

Эрик Пемент, Центр апологетических исследований

"Благовісник", 2,2013