Благовісник

Цікаве у друзів

О волах ли печется Бог?

В порыве эмоций, дискутируя на страницах своего послания с коринфянами, апостол Павел задает вопрос: «о волах ли печется Бог?». Открыв текст оригинала, то есть – закона, мы отметим, что в записях Моисея Бог печется именно о волах. Там нет и намека на иное толкование фразы: «не закрывай рта у вола молотящего». Апостол, в силу богодухновенности своего послания, вкладывает иное (дополнительное) толкование в процитированный текст: Бог печется о нас, точнее о тех, что служит Царству.

Прежде, чем обратиться к изучению данной темы, позволю напомнить о сложившихся традициях относительно финансовой поддержки тех, кто служит Царству.

Во-первых, необходимо отметить, кого конкретно мы имеем ввиду, так как, Царству служить можно разными путями и практически каждого, кто хоть что-то сделал для Царства, можно назвать служителем Царства. Этот вопрос – более или менее ясен: Павел говорит о тех, кто значительную часть своего времени посвятили благовестию. Хотя, он значительно расширяет термин «благовестие»; он подразумевает и непосредственно возвещение благой вести, и ученичество, и решение церковных вопросов, и многое иное.

Во-вторых, хотелось бы преподнести основные варианты относительно материальной (финансовой) поддержки церковных служителей.

Вариант 1-й: пастор получает зарплату, зафиксированную в трудовом соглашении. В том же соглашении упомянуты основные его обязанности, формы подотчетности, срок заключения контракта. В принципе, он почти не отличается от любого другого трудового соглашения. Зарплата пастора исчисляется из средней потребительской (реальной) корзины, куда входит не только удовлетворение базовых нужд (еда и кров), но и медицинская страховка, выплаты по недвижимости (если таковая не предоставляется церковью), отпуск, учеба детей и так далее. В определенных случаях могут также учитываться и дополнительные выплаты за стаж, ученую богословскую степень, особые заслуги… Зарплату устанавливает община (или орган, делегированный общиной). Плюс такого варианта – пастор чувствует полную защищенность, не переживая за завтрашний день. Одним из рисков может быть определенная скованность в обличении или дисциплинировании своих собственных «работодателей».

Вариант 2-й: община не может или не хочет платить пастору за его пасторскую работу. При этом, на нем лежит огромная ответственность, служение отнимает много времени, и пастор вынужден устанавливать определенную плату за совершение тех или иных треб: крещение, молитвы, венчание. Кроме того, бюджет церкви не определен, и средства, поступающие в сокровищницу, не имеют четко обозначенных линий. Контролирующий орган, как таковой отсутствует, и никто не может сказать, какие средства из общей казны идут на поддержание семьи руководителя. Плюсом этой системы является … лично мне сложно обозначить плюсыJ а минусы… - бесконтрольность всегда несет в себе множество рисков…

Вариант 3-й: община точно также не может или не хочет платить пастору, и пастор вынужден искать работу на стороне. То есть, он 40 часов в неделю где-то работает (это может быть обычная «гражданская» специальность плотника, жестянщика, инженера; может быть что-то связанное с христианскими организациями/миссионерскими агентствами; а может – и собственный бизнес), а после работы посещает членов церкви, ведет занятия, готовится к проповедям. Община рассматривает служение пастора как любое другое, не отличающееся от хорового служения или служения дьякона. Причем, наблюдения показывают, что как раз в подобных церквях зарплаты получают уборщицы, сторожа и повара. Плюсом системы является то, что церковный бюджет не «тянет» на себе пастора и его семью. Минусом… минусов очень много: это и то, что пастору не хватает времени на качественное служение, и то, что он вынужден приступать к служению уже будучи полностью вымотанным и уставшим, и то, что церковь не чувствует никакой ответственности за его содержание…

Вариант 4-й: пастор умудрился убедить самого себя и церковь, что он должен быть самым богатым и обеспеченным в своей церкви. Община воспринимается как источник получения дохода (а иногда и обогащения). Зарплату пастор устанавливает себе сам… ну или его помощники, которые целиком и полностью находятся в эмоциональной и социальной зависимости от него. Зачастую такие пасторы несут служение вместе со своими женами, где жена также названа пастором и получает также свою зарплату. Там царит убеждение, что, пастор должен находиться где-то на вершине финансового благополучия и идет регулярная «прокачка» народа относительно связи между отдачей себя на служение и финансовым достатком. Достоинством такой системы является благополучие пастора и его семьиJ недостатком – зачастую такая формула встречается на фоне бедности самих членов церкви, которые отдавая десятины и пожертвования, видят, как растет разница между их достатком и лоснящимся пасторским семейством.
Возможны еще целые ряды вариантов, различных комбинаций и синтезов: пастор частично работает в церкви, частично – в другом месте; часть его дохода платит церковь, часть – западные спонсоры; пастор служит безвозмездно, а жена приносит доход (я и такое встречал)…

Варианты возможны разные, но, на мой взгляд, ни один из них не соответствует наставлениям апостола Павла и современным реалиям. Предлагаю основные тексты на эту тему:

1Кор.9:6-15 «Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою».

Виноградарь есть виноград, воин получает жалование от власти, пастух пьет молоко, вол жует траву и сено, пахарь ожидает получить прибыль за свой урожай. Благовестник должен жить от благовестия, как священник при храме должен жить от храмового святилища. При этом, апостол упоминает, что он сам не собирается пользоваться этой опцией; это он – так… для других пишет. И все знают, что именно в Коринфе Павел работал своими собственными руками, шил палатки. Именно этот пример зачастую приводят противники пасторских «зарплат». Интересно отношение самого Павла к такой ситуации, которая проясняется только во втором послании к этой самой церкви: «Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2Кор.11:-7-9).

Получается, что он даже упрекает коринфян за такое отношение к нему. Он сам не хотел их обременять, но ожидал, что они дойдут до понимания важности этого вопроса сами. То есть, ошибочно представление, что шитья палаток было достаточно для самофинансирования апостола Павла. В это же самое время церкви из Македонии принесли Павлу приношения, так как он терпел недостаток. Недоедал ли он… не было ли у него достаточно одежды… может спать приходилось в трущобах… что бы там ни было – это неправильно. Так быть не должно. Получается, что Павел брал деньги от одних, чтобы служить другим. И все это – только с одной целью – не быть «бедным» коринфянам в тягость… хотя мы знаем, что в коринфской церкви были не только бедные люди, там были и богатые. Церковь имела все возможности взять на содержание Павла, но не делала этого. Она «пользовала» его. И именно в посланиях этой церкви он уделяет огромное (в процентном соотношении) внимание финансовым пожертвованиям. Уже оставив их, он решается открыть всю правду, показать пагубность их непонимания.

То есть, и священник при храме, и пастор при общине, и благовестник в поездках должны чувствовать на себе полную опеку и заботу. Жилье, еда, одежда – вот тот минимум, который община должна обеспечить своему служителю. Резонно задать вопрос – а какой уровень минимума необходим каждому конкретному пастору? Ведь один и тот же бутерброд может стоить 50 центов, а может и 5 долларов… Можем ли мы от общины в 15 бабушек требовать полного обеспечения пастора, жены и пятерых детей? Конечно же – нет. Но… любая община, где есть более, чем двадцать работающих людей может себе это позволить. Я рекомендую следующую формулу: если пастор – мужчина, значит необходимо собрать всех работающих мужчин в данной церкви. Каждый из них должен обозначить свой доход (в целях конфиденциальности это может происходить анонимно). Следующий шаг – «отбросить» самую маленькую и самую большую цифру, остальные сложить и вывести из них среднее арифметическое. Это и может являться зарплатой пастора. Пастор не может, и не должен быть самым богатым членом церкви. Именно по этой причине имя церкви сегодня является посмешищем в народе – люди добираются в церковь чуть ли не на повозках, а пастор подъезжает на новейшем внедорожнике…

Но… пастор и не должен быть самым бедным в церкви. Позор той церкви, которая вынуждает пастора «горбатиться в три погибели» на стройках, заводах… Церковь должна понимать, что этим самым она точно также опускает свой статус. Любой учитель музыки, хореограф, «кружковед» получает свою зарплату. Неужели, научить ребенка лепке или шитью – это более ценный навык, чем наставить человека в духовных ценностях? Тем более, что сегодня пастор – это уже далеко не только духовный наставник, но и консультант/психолог, и тренер. Многие говорят: «а что же нам пренебречь некоторыми церковными проектами и содержать здание и пастора?». По этому же поводу Павел сказал: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор.9:8). Единственное на что, Святой Дух через Павла собирается нас обогатить – так это на всякое доброе дело. Если мы решаем содержать пастора, и при этом нам не хватает на другие добрые дела – молитесь, и Бог обогатит ровно на столько, на сколько нам не хватает на совершение этих добрых дел. Могу с уверенностью сказать – я это в своей жизни опробовал. Если я обещаю перед Богом выделить часть несуществующих у меня денег на доброе дело, вскоре у меня такая возможность появляется. Лично у меня больше денег не становится, но появляются возможности совершать добрые дела.

Я убежден, что церковь, численностью более ста человек может позволить себе содержать как минимум одного служителя на полную ставку. Более того, я вижу, что церкви, которые этого не делают – теряют. Их численность падает, новых людей мало, церковные проекты не развиваются, люди теряют интерес к церковной жизни. Кто-то должен жить только церковью. У кого-то сердце должно гореть только за церковь. Это не значит, что этот человек должен ограничить свое мировоззрение, свой рост и пытаться лимитировать Царство поместной общиной. Но… это уже тема для другого разговора.

О волах ли печется Господь? И о них – тоже… но служители церкви намного важнее волов.

Владимир УБЕЙВОЛК

Персональный сайт "Размышления не за кафедрой"