Адреса церквей ХВЕ

 

 

Жизнь Церкви

«Проклятие» учителей

Пожалуйста, снизойдите к слову «проклятие…» и потерпите его. Я намеренно искал и нашёл такое слово, которое бы заставило читателя обратить внимание на то, о чём хочу поговорить. Меня волнуют «встроенные проблемы» библейского дара учительства. Другими словами, вместе с созидательным началом, который несёт в себе этот дар, у него есть ещё и некоторые особенности, которые прилагаются к этой, данной свыше, способности учить. Их немного, но все они опасны для тех, кто получил этот дар. Откуда я знаю о них? Из Писания и собственного опыта! Я причисляю себя к библейским учителям; думаю, что у меня это получается лучше всего.

Дар учительства — это очень важный дар! Без его наличия в поместной церкви, даже при заинтересованном чтении и изучении Божьего Слова, люди не всегда понимают прочитанное. В каждом новом поколении Господь поднимает учителей Библии, которые снова и снова «работают» на обновление интереса людей к Священному Писанию, имея способность так (!!!) объяснять его, что у народа Божьего это вызывает восхищение и желание приходить слушать это снова и снова. А также снова читать Библию!

Но есть в этом даре нечто, что при отсутствии характера или общей верности библейской истине может не только зачеркнуть всё хорошее в этом служении, но и послужить к «кораблекрушению в вере» самого учителя, если он не бодрствует. И сегодня я говорю об этом только с одной целью, чтобы все мы ещё более усердно стали молиться за наших учителей, дабы их не постигло ничего из нижесказанного.
Позвольте мне, говоря об этих проблемах, употреблять местоимение «мы». Это будет более честно. «Мы» — обозначает, что я тоже в этом числе, что я осознаю это в себе, и хотел бы предостеречь всех от того, что они, вероятно, уже и сами давно обнаружили в себе. Просто, сегодня я решил поговорить об этом открыто.

Итак, первая «встроенная опасность» дара учительства: «Мы знаем как правильно, но не всегда сами так делаем!» Мы подсознательно считаем себя живыми хранителями истины. Для нас важна сама истина. Мы готовы «броситься с кулаками» на всякого, кто пытается противопоставить истине своё собственное мнение. Для нас, оказывается, не так важно знать, как применить истину, как знать, что есть истина и сберечь её такой, какой она есть. Мы раздражаемся, когда люди имеют суждения, отличные от того, что мы считаем истиной, подозревая их в скрытом заговоре. И если нам удается «поставить таких на место» — мы считаем свой долг выполненным, и можем вернуться в свою частную жизнь немного передохнуть, не всегда сверяя ее с истиной.

В данном случае речь, в большей части, идёт о моральной стороне дела, о чём так ясно сказал Иаков в своём послании: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:1,2). Учить людей жить правильно, а самому поступать неправильно — это и есть причина, по которой учителя примут большее осуждение. К сожалению, мы стали свидетелями уже не одного морального падения учителей с мировым именем. Разумеется, Бог не сразу позволил этому открыться. Я убеждён, что до этого были годы Божьего долготерпения. Но вот что примечательно: все годы, когда эти люди находились в тайных грехах, их учения, их проповеди имели колоссальный успех и были помазаны Святым Духом.

За этим я усматриваю самое простое объяснение: «…дары и призвания Божии непреложны!» (Рим.11:29). В это трудно поверить тем, кто больше видит в Боге праведного судью, чем любящего Отца, но дар действует независимо от морального состояния одаренного. Мораль — это то, что может или содействовать дару, или угнетать его. Но, дар потому и дар, что человеку не надо его достигать, или напрягать себя. Это — сверхъестественная способность и она «работает» независимо от природных задатков. И, даже уже в падшем состоянии, человек, наделённый даром учительства, способен ясно и доступно объяснять Божье Слово. Проблема лишь в том, что данный человек в глубине своего сердца посчитал себя всего лишь стражем истины, а не её рабом.

Вторая «встроенная опасность» дара учительства — это способность с помощью Библии обосновать практически любое необходимое учение. В данном случае, на первый план выступает уже не мораль, а общая верность библейской истине, о чём я напоминал вначале. И здесь есть две основные проблемы.

Первая большая проблема — это принадлежность учителей к той или иной деноминации. Большинство из них, к сожалению, служит не объективной истине, а доктрине своего братства. Учитывая мнение уважаемых ими людей в своей церкви, учителя иногда говорят то, чего от них ожидают, при этом нередко вступая во внутренний конфликт с тем, что Библия говорит на этот счёт. Это касается как незначительных вопросов, так и фундаментальных учений. Апостол Пётр пишет об этом так: «…и у вас будут лжеучители, которые введут (в оригинале «привнесут») пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2Петр.2:1,2). Вот вам образец современных христианских культов. И попробуй им что-нибудь возразить! У них всегда «всё по Библии»!

Вторая проблема — это искушение популярностью, когда учитель преднамеренно говорит то, что нравится плотской публике. Апостол Павел предвидел это за тысячелетия, когда писал Тимофею: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3,4). Современные кафедры переполнены такими «льстецами». Всё традиционное, всё выстраданное, устоявшееся во времени преподносится этими насмешниками как «средневековые пережитки», «законничество» и «дух контроля». Тысячи людей совращены сегодня богословием: «Бог для меня», в отличии от библейского — «Я для Бога»! Блестящие ораторские способности, плюс элементарные знания основ шоу-бизнеса делают этих проповедников «кумирами» людей «широкого пути» и «пространных врат». Я хочу заметить относительно «…учений бесовских, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей…» (1Тим.4:1,2). Если ты учитель и читаешь сейчас эти строки, то обратись к своей совести. Она тебе ничего не говорит?..

Предвижу вопрос. Если вы до сих пор не задавались им, то я хочу поставить его сам, опережая вашу способность схватывать суть проблемы «на лету». «Так что, в Библии нет чёткого учения по каждому конкретному вопросу, и каждый может толковать её, как ему вздумается?» Признаюсь, это трудный вопрос! Думаю, честный исследователь Писания не однажды ловил себя на той мысли, что некоторые места можно понимать по-разному. Всё дело (ещё раз обращаюсь к этой мысли) в общем контексте библейского откровения, которым испытывается любой частный вопрос. Библейская истина является целостной и объективной. В этом случае фактор человеческих предпочтений играет драматичную роль, приписывая каким-то отдельным стихам, обычно вырванным из контекста, не присущее им значение. И в этом — трагедия неправильного употребления сверхъестественного дара учительства, который, в данном случае, «работает» на то, чтобы подогнать библейские факты под свою идею.

Вспоминаю проповедь одного брата, тема которой, как бы вскользь, касалась одной из основных доктрин той деноминации, которую он представлял. Хочу заметить, что этот человек был очень одаренным учителем Библии. То мастерство, с которым он обосновал свою идею, было поистине феноменальным. Я как сейчас помню то чувство, которое наполняло меня в ходе его проповеди. Это было просто гениально! Он так умело оперировал стихами из Писания, что даже я, как слушатель, стал невольно проникаться убедительностью его слов. По доводам всё было безупречно. Проблемой оставалось только свидетельство моего духа. И это свидетельство говорило мне о том, что в его учении скрыт едва уловимый подвох, который умом практически невозможно было уловить. Но то, что он говорил не в духе общего контекста Библии, было для меня очевидно. Это почувствовали и все присутствующие на том собрании. На наших глазах работал прекрасный дар учительства. Только в этот день он работал не на истину, а на конфессиональную доктрину с библейским уклоном. И это, по сути, единственный критерий, по которому можно отличить человека, преданного общему откровению Библии, от апологета той или иной деноминации.

И последнее, что я хотел бы затронуть. Это будет третья, «встроенная опасность» для тех, кто неожиданно осознал себя в роли человека, имеющего дар учительства: «После многих лет изучения Библии, мы, порой, не можем «свести концы с концами» относительно того, что написано в ней».
Это трудно объяснить, но мы, учителя, устроены так, что начинаем подвергать систематизации всё, к чему прикасаемся. Мы подсознательно стремимся к тому, чтобы «всё было правильно» и «расставлено по полкам». То есть, какой бы темы мы не коснулись, у нас всё должно быть так: «Первое: подпункты «а», «б», «в». Второе: «а», «б», «в». Третье…» И когда мы пытаемся применить такой подход к Библии, то неожиданно для себя понимаем, что это не всегда возможно. За что бы мы ни взялись, при наличии, казалось бы, целой группы ясных мест Библии по данному вопросу, всегда найдётся хотя бы одно место, которое как-то не вписывается в общую канву. Хотите примеры? Сколько угодно!

Возьмем из Евангелия от Луки: «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна…» (Лк.1:5-7). А теперь скажите мне, как учителю Библии увязать «праведность» и «беспорочность» Елисаветы с её «неплодностью»? Общее откровение Писания указывает на бесплодие, как на проклятие за нарушение законов Божьих. Но в данном случае Писание говорит, что у Елисаветы и её мужа не было конфликта с Божьей святостью. И, тем не менее, она всю жизнь была неплодна. Что мне после этого говорить с кафедры? Где истина? Как эта история вписывается в библейскую систематику?

А вот пример из Ветхого Завета: «И сказал Саул: так скажите Давиду: царь не хочет вена, кроме ста краеобрезаний филистимских… Ибо Саул имел в мыслях погубить Давида руками Филистимлян. И пересказали Давиду эти слова… Давид встал и… убил двести человек Филистимлян, и принёс краеобрезания их…» (1Цар.18:25-27). Скажите, как увязать внезапную и совершенно нелепую смерть этих двухсот филистимлян с общим откровением Библии, что для Бога драгоценна каждая отдельная душа? Как проповедник Божьего плана спасения мира посредством израильского народа, я должен восхититься Давидом и сказать: «Вот это да! Ну, и Давид! Двести человек! Вот это Божий муж!» Но, как проповедник библейской истины, я в растерянности пожимаю плечами и говорю сам себе: «А ведь каждого из этих двухсот Сам Бог соткал во чреве их матери. Они были чьими-то сыновьями, возможно мужьями, а кое-кто и отцами. Они любили и были любимы. О них даже не написано, что Бог собирался судиться с ними. В тот день они просто жили и… внезапно погибли, потому что в соседней стране кому-то на ум что-то взбрело! Вся их вина состояла в том, что они родились филистимлянами? Но разве не Сам Бог определяет, кому и где родиться?» Я понимаю, вы можете привести мне массу аргументов в оправдание этой истории, которая записана в Библии и никак не прокомментирована, чтобы оправдать Божье попущение. А я скажу вам в ответ: «Мне трудно это понять!»

Ну, а теперь давайте возьмём не историю, а простое утверждение Библии, что каждый человек наделён способностью и правом — выбирать свою участь в вечности. То есть, по своей свободной воле я могу выбрать или Царство Божье, или царство тьмы. А теперь мой вопрос: «Если всё так серьёзно и вероятность погибнуть так реальна, то зачем мне эта свобода, если, воспользовавшись ею, я иду в ад?! И зачем отдавать вечность в мои руки, если Бог прекрасно знает, что я, как падшее существо, неизменно избираю зло? И в чём вообще состоит этот так называемый «добрый план Божий»? В том, чтобы горстка людей, которым удалось угодить Богу, наслаждались райской прохладой, а основная масса несостоявшихся «угодников» мучилась в «озере огненном»? Это то, ради чего Бог творил мир? Это того стоит?

Можете побить меня камнями, но, умирая, я скажу вам: «Для меня многие вещи, написанные в Писании, были и остаются непонятными». Как, думаю, и для многих из вас. Только не все об этом решаются говорить вслух. После всего этого неудивительно, что ряд искренних учителей Библии после многолетней и тщетной попытки «свести концы с концами» разочаровываются, и втайне становятся агностиками. То есть, людьми, которые в своём сердце сказали примерно следующее: «Я не отрицаю, что Бог есть. Но и относительно Его бытия у меня есть много вопросов. Поэтому, я «не знаю» (а гнозис) — есть ли Он на самом деле или нет!» Я уверен, что нечто подобное обнаруживали в себе и все искренние читатели Библии…

Есть ли у христианства ответ на эту «встроенную опасность» сверхъестественной чувствительности к представленной в Библии истине? Разумеется! Вот моя собственная версия. Библия действительно является источником истины и Словом Божиим! Но пройти через её откровения можно только вместе с её Автором. В этом — отличие Библии от всех других книг. Соблюсти библейский баланс и увидеть картину так, как её видит Бог, можно только с позиции Самого Бога. Иначе нас неизменно постигнет разочарование. Это всего лишь вопрос времени. Библия, на мой взгляд, преднамеренно написана так, чтобы никому из смертных не удалось её систематизировать. В противном случае, если хоть кому-то однажды это удастся сделать, то человечество, узнав эту систематизацию, потеряет к этому интерес. В том-то и состоит неразгаданный до сих пор «секрет» Библии, которая всегда интриговала и продолжает интриговать каждого её нового исследователя, который идёт от одного библейского горизонта к другому, думая, что вот-вот он «схватит умом» всю полноту Божьей мысли. И каждый раз видит всё новые и новые горизонты…
Чтобы закончить этот достаточно трудный разговор, я хочу сказать, что, несмотря на все мои вопросы, я остаюсь верным и последовательным приверженцем Библии, как откровения Божьего для грешного человечества. Да, у меня есть вопросы! Но это не отрицает самого главного утверждения Библии, что Иисус Христос, Божий Сын, умер за меня на голгофском кресте и разрешил вопрос моей виновности перед Богом. Я полон решимости и терпения, чтобы дойти до вечности. А уже там, надеюсь, у меня будет время обсудить с Богом все трудные места Писания. Уверен, что у Бога на всё есть Свой ответ! Иначе, зачем тогда верить?

Михаил ЮНАКОВСКИЙ
"Благовісник", 1,2013