Адреса церквей ХВЕ

 

 

Жизнь Церкви

Так каким же должно быть музыкальное прославление?

Музыкального прославления я жду с радостью. Что греха таить, мои личные молитвы сводятся в основном к просьбам, рассказам Богу о своих переживаниях, иногда просьбам о других людях, иногда — благодарениям за то, что Он помог в чем-то, что-то подарил. Но редко — к восхищению его достоинствами, молчанию пред Его величием. Поэтому, когда прихожу в церковь, наконец-то предоставляется шанс «неэгоистично» прийти к Богу. Приятно, когда вокруг находятся люди, которые думают о Нем так же, или считают нормальным так думать.

Эта тема, понятно, сложная, потому что можно говорить здесь и о богословии, и о вкусах, и о культуре, и о поколениях… Спросите мнение по этому поводу у людей разных церквей, разного возраста, разных темпераментов — и вы услышите разные ответы.

Я попытаюсь вести разговор, не выходя за рамки протестантской традиции, к которой принадлежу, ибо она все-таки замахнулась достичь индивидуальности, а не толпы, и акцентирует внимание на личном отношении с Богом, а не на коллективном.

Для того, кто не знаком с понятием «музыкальное прославление» или «музыкальное поклонение», коротко скажу, что это — разновидность песен, которые используются в религиозных обществах для восхваления Бога, а также признания Ему в доверии, верности, любви. Современные песни во многом похожи на любовные оды, адресованные духовной, нематериальной личности — Богу. В них говорится о Его «внутренних» характеристиках, а также о библейских событиях (например, пришествие Христа на землю в образе человека, Его страдания на кресте, служение людям, смерть, воскресение), а также о личной жизни верующего человека (прощении, принятии Бога, верности Господу). Это — способ проявления любви к Богу.

…Открываю «Песнь возрождения» и пою в сопровождении фортепиано. По-сути, это гимны, а не лирические исповеди, поэтому они апеллируют более к рациональному, нежели к лирическому — чувствам, переживаниям. Для этих гимнов характерна суровость — «канон повествования», устоявшаяся консервативная структура, медленный темп исполнения — для того, чтобы было время осмыслить слова.

С другой стороны — мелодии в них сложные, текс песен часто трудный для понимания, иногда даже чужой. По крайней мере, для меня. Поэтому слова, которые я не понимаю, пытаюсь не петь, потому что исполнять их нужно перед Богом. Это вытекает из моего понимания песен прославления: песня — это то, что ты говоришь конкретно Богу, а значит, несешь ответственность, осознаешь страх перед Ним.

Ну, хорошо, относительно меня, я привыкла к другому. Но замечаю, что эта «далекость» касается не только меня. Старшие поют «Песни возрождения» десятилетиями. А вот молодежь, замечаю, во время «общего пения» любит перешептываться, часто поет песни неосознанно, без особенных признаков благоговения перед Богом.

Это огорчает, потому что старшие, очевидно, не готовы менять «песенный канон». Получается абсурд, будто бы петь приходится не для Бога, а для старших. Плохим в этой ситуации является то, что молодежь приучается к несерьезному, неосмысленному поклонению.

Что-то похожее я заметила в группе по изучению Библии, в которую пришли две новые девушки. Они никогда не высказывали своего мнения, не участвовали в беседе, но часто перешептывались, шутили, чем вносили несерьезность в серьезное обсуждение. Очевидно, это связано с традициями, в которых их воспитали, где они не имели возможности делиться своими мыслями, становясь «непричастными» к серьезным вещам, а это выливается в равнодушие, в легкомысленное отношение к духовным вещам.

Я хочу сказать, что молодежь, которую воспринимают несерьезно, идет в «подполье». Оно выражается не в переворотах. А в репликах во время пения, несерьезным отношением ко всему, что происходит, в иронии относительно серьезных вещей. Плюс — нежелание мыслить, потому что мыслить не приучили.

Поэтому символы теряют свой вес, превращаясь в симулякры (от лат. Simulacrum —подобие, копия—термин постмодернистской философии, который обозначает изображение, копию того, чего не существует. Копия может быть какая угодно и какого угодно смысла — прим. ред). Вы разве не слышали в коридоре от молодых людей о «долгих, скучных гимнах»? Так песни превращаются в симулякры — когда ритуалы, предметы сохраняются, а содержание теряется. Обычно, симулякры, которые остаются в культуре, чтобы быть хранителями истории (памяти), приобретают иронический характер. Их иронизируют, пока они совсем не переходят в историю, вместе со своим поколением. То же происходит с устаревшей модой, музыкой, национальными символами.

Правда существует антипод такому виду прославления, но он, на мой взгляд, альтернативой служить не может. Этот стиль прославления похож на рок-концерт, когда его лидер концентрирует внимание зала на себе. Это отвлекает от Бога. Как и те монологи между песнями, которые состоят из «религиозных клише», которые произносятся не простым языком, а «супердуховными» фразами, не всегда связанными с жизнью человека, который их произносит. Такое несоответствующее поведение повязано из неправильным взглядом на себя лично и страхом перед людьми.

Первая часть моего исследования носит критический характер, во второй хочу обратить внимание на то, что я ценю в музыкальном прославлении.

1. Искренность.
Осознанное пение на понятном языке, простыми словами. Когда я пою «руки подниму» —нужно не стесняться поднять руки, «на колени упаду» — становиться на колени. Иначе — получается пустословие.
Для песен прославления должен быть не чуждым лиризм, пусть это и субъективный опыт. Все согласятся, что Богу важно сердце человека. Поклонение — это вид молитвы, иногда исповедальной. А значит, интимной. Выражая доверие к Богу, человек описывает свои переживания. Открывая боль, например, он не объясняет свое состояние при помощи точной дефиниции: «Боже, у меня сейчас такое психо-соматическое состояние…», а использует эпитеты, сравнения, метафоры, интуитивно передавая свои чувства, что порождает образы — адекватные для использования в этом художественном жанре.

2. Простота.
Простота проявляется в смирении перед Богом, отсутствии гордости за данный Им талант. Иногда я люблю слушать православную литургию. Меня завораживает смирение этого пения, сам стиль, его благоговение перед Богом, когда все перед Ним равны, ничтожны и недолговечны…

Признаком простоты является также скромность, что не обозначает отсутствие эмоций во время прославления и свободы проявления чувств к Богу. Простота, как уже было сказано, может выражаться и в словах песни. Правда, тогда возникает вопрос: так что, духовное искусство обречено быть массовой культурой? Относительно протестантской, направленной на народ, и той, что ставит эстетическое на второе место, — наверное, да. Понятно, нужно заботиться о том, чтобы создавать красивые мелодии. Но не сложные для людей с разными музыкальными возможностями, потому что песни прославления предназначены для коллективного, массового пения.

Вместе с песнями прославления необходимы и христианские «авторские» песни — оригинальные, эстетические, глубокие.

3. Забота.
Иногда участники группы прославления боятся людей, перед которыми поют, и выглядят закрытыми, отстраненными. Люди, которые в зале, незнакомые друг с другом, психологически чувствуют группу прославления «хозяевами», а себя «гостями». Нужен контакт с людьми — «хозяева» должны принять их.
Здесь большую роль играют и взаимоотношения в коллективе, взаимная поддержка участников. Прекрасно, если они друзья. Тогда это — сплоченная команда. Известно, для того чтобы человек «раскрылся» и не боялся полностью служить своим талантом, в него нужно много вложить. В него нужно поверить. И дать право на ошибку.

Хочу подбодрить тех, кто боится играть или петь для Бога: во время поклонения большинство людей смотрят на слова, а не на музыкантов и певцов.

Я описала музыкальное прославление, опираясь на «внутренние» характеристики его участников. Но когда-то может пройти время стиля, приемлемого для нас сегодня, и нужно будет заменить его другим, который будет отвечать требованиям нового поколения. И тогда нам, состарившимся, нужна будет мудрость, чтобы главное оставалось главным.

Марина ГОГУЛЯ,
персональний сайт «У Базіки»
"Благовісник", 2012,2