Адреса церквей ХВЕ

 

 

Вера и жизнь

Чудеса без чудес

Тот, с кем случается чудо, об этом не знает.
Мудрецы Талмуда

Мне как христианину иногда бывает стыдно и неудобно за себя. Это происходит, когда слышу свидетельства об особенных чудесах в жизни верующих, читаю об этом в христианских изданиях. Когда одновременно со слезами благодарности Богу за невероятные переживания, откровения, чудеса, совершившиеся в жизни наркоманов, преступников, смертельно больных, чувствую, как по щеке катится слеза разочарования: «Господи, а почему у меня такого нет?!»

Да, к стыду своему, должен признаться, что в моей жизни не было чудес…

Не был наркоманом, не лежал на смертном одре, не смотрел смертельной опасности в глаза. Обыкновенная жизнь, о которой нечего и засвидетельствовать.

Как-то один человек, которому из-за алкоголизма оставались жить считанные месяцы, «случайно» попал на служение, покаялся, и его Бог чудесным образом исцелил от физических и духовных недугов. Он сказал мне: «Ты не так любишь Бога, как я, потому что ты не попробовал того страшного греха, в котором жил я. Я прошел через ад, поэтому больше благодарен Богу, больше люблю Его за чудо, которое Он совершил для меня».

Вот так… Даже бывшие алкоголики и наркоманы больше чувствуют благодарность Богу и любят Его больше, чем я…

Но действительно ли это так?

Чудесные пути без чудес

Это же чудо, что родились именно вы, именно у своих родителей и именно в той стране. Мысль об этом только подтверждает это чудо и является отдельным чудом.
Валерий Афонченко.

Давайте отбросим в сторону эмоции и эйфорию увлечения чудесами и посмотрим на жизнь реально и непредвзято.

Я родился в обыкновенной крестьянской семье. Родился в мирное время и в относительно мирном государстве. А мог бы родиться, как мои родители, в предвоенные годы, пережить ужасы бомбардировок, голода, принудительного переселения. Мог бы родиться где-то в африканской стране, где десятилетиями продолжаются гражданские войны. Или в Камбодже, где диктатура «красных кхмеров» уничтожила до трех миллионов мирного населения, в том числе и детей. Мог бы, но родился в Советском Союзе, который хотя и не был раем, но с детства я имел хлеб, крышу над головой, возможность учиться.

И это — чудо.

Я родился в доме, где семейный уют и любовь друг к другу были самой большой ценностью. А мог бы родиться в безбожной семье, где отец или даже мать — пьяницы или наркоманы. Где родители так выясняют отношения, что детям, на ночь глядя, нужно убегать через окна. Где дети растут голодными и всеми забытыми. Мог в отчаянии от безысходности убежать из дома и поселиться в канализации, нюхать клей и жить за счет воровства. Мог бы, только родившись, быть выброшенным собственной матерью в мусорник, и, каким-то образом выжив, всю жизнь мучить себя вопросами: «А кто же мои родители?..» Но с первого мгновения жизни меня подхватили нежные, заботливые руки родителей, и даже сейчас, через 50 лет я чувствую их тепло и ласку. Родители учили меня всему доброму и прекрасному, охраняли меня, иногда наказывали (за что я им безгранично благодарен), указывали правильное направление в жизни.

И это было чудом.

Я родился в христианской семье, где знали Бога, верили в Него и служили Ему. А мог бы — в доме, где откровенно отрицали Господа, исповедуя атеизм, где насмехались над верой. Мог бы воспитываться под присмотром родителей, которые были бы «воинственными безбожниками» (была такая организация в советское время), мог бы сбрасывать колокола и разрушать бульдозером церкви… А потом жить под проклятием, как вступивший в борьбу с Богом. Но я воспитывался в атмосфере Божьего присутствия, с детства знал Слово Божье, ходил в церковь, и когда вошел в пору сознательной жизни, для меня даже не стоял вопрос быть или не быть верующим. Иногда я чувствую себя как-то неудобно и неуютно, когда слышу четкие и реальные свидетельства об обращении к Богу, о конкретных датах и даже часах, когда бывшие грешники встретились с Богом. У меня такого не было. Мне казалось, что я всегда знал Бога и жил с Ним. Он с детства был для меня такой же реальностью, как и родители. У меня не было болезненных особенных переживаний, особенных видений или откровений. Когда я стал взрослым, решение служить Богу, принять водное крещение было естественным, закономерным и спокойным этапом моей жизни.

И это — чудо.

Родился я здоровым физически и психически. Хотя, как и в каждого человека, были и есть временные болезни, но я не слеп, не глух, не отсталый умственно, как некоторые люди. У меня целы руки и ноги, меня не кормят с ложечки и не возят в инвалидной коляске. Мне не приходилось годы или месяцы лежать в кровати, терпеть боль и приносить боль родным.

И это было чудом.

А потом я женился. Бог дал мне чудесную жену. В супружеской жизни были разные моменты, и споры, и недоразумения, но с полным правом могу сказать, что наша семья — благословенна. А могло бы быть, как у многих людей — и ссоры, и разводы, и супружеские измены, и сломанные судьбы детей и твоя собственная судьба. Могли бы, как это нередко бывает, через суд делить детей, составлять расписание встреч с ними. Но Бог сохранил меня от этого.

И это было Его чудом.

Был особенный момент в моей жизни, когда я реально держал на руках Божье чудо —нашу первую дочурку. Она родилась без проблем, здоровой, не было громких и слезных молитв о Божьем вмешательстве, которые мы слышим в наших богослужениях, когда врачи бессильны что-либо сделать. Хотя внутренних переживаний хватало и очень больших. Супруга была уже в середине беременности, когда нашу страну накрыла волна чернобыльской трагедии. Тогда толком никто ничего не знал, ни о последствиях, ни о том, что можно, чего нельзя. В атмосфере всеобщего страха можно было услышать все, особенно о страшных последствиях для беременных. Один Бог знает о моих внутренних переживаниях, о которых я даже не говорил жене, чтобы ее не огорчать. Но дочь родилась вполне здоровой. На сегодняшний день она подарила нам двух внучат.

И это — чудо.

Потом у нас было еще пять таких чудес. Рождались здоровые сыновья и дочери. И особенно волнующим было двойное чудо: последними у нас родились двойняшки: Леся и Тарас. Конечно, жене это далось нелегко: и давление высокое и «страшилки» врачей. Но, несмотря на все их опасения, младенцы родились без осложнений. Почти по 4 килограмма каждый.

И это было чудом.

Как заметил один из библейских авторов, «не хватит времени», чтобы вспоминать о других не менее значительных моментах моей жизни, которые с полным правом могу назвать чудесами. О том, как Бог дал мне, строителю и токарю по специальности, служение в христианском издании. О том, как Он заботился о моей жизни, благословляя духовно, физически и материально. О том, как оберегал и защищал там, где не было видимых опасностей и проблем. О том, как Господь помог нам воспитать детей христианами. На первый взгляд, ничего особенного в этих жизненных вехах и нет, моя жизнь никак «не тянет» на свидетельства Ники Круза или Тони Энтони, от которых стынет кровь. Но это были чудеса. Реальные Божьи чудеса, которых мы, к сожалению, не замечаем, за которые мало благодарим и о которых почти никогда не рассказываем.

И, наконец, все перечисленные выше чудеса я не могу ничем объяснить. Почему мне «повезло» больше, нежели тем, кто не получил привилегий, которые имел я? В некоторой степени мое хвастовство милостями свыше может быть даже оскорбительным для тех, чью ситуацию я сравнивал со своей. Я же не лучше их.

И это тоже чудо.

Обыденность чудес и чудеса обыденности

В ежедневной суете мы не замечаем чудес. Но представьте себе, если однажды утром просто не взойдет солнце…
Ольга Анина

Библию, как Старый, так и Новый завет, служение Иисуса Христа и жизнь христиан, последователей Сына Божьего, невозможно представить себе без чудес. Слово Божье пропитано чудесами, которые Господь творил как непосредственно Сам, так и через Своих людей. Поэтому человек, который верит Божьему Слову, который верит Богу и служит Ему, имеет полное право рассчитывать на чудеса. Но что такое чудо?
Согласно определению, чудо — это событие, которое случилось не под влиянием природных сил и законов, но вопреки им, под действием чего-то сверхъестественного. Другими словами, это все то, что не вписывается в рамки чего-то привычного, обыденного, закономерного.

Согласно выводам врачей, больной не имеет шансов на выздоровление, но по непонятным для медицины причинам он становится здоровым — это чудо. Обстоятельства жизни складываются так, что человека ожидает смерть, тяжелая потеря или что-то не менее страшное, но вдруг все неожиданным образом разрешается благополучно — это чудо. Человек променял на наркотики свой дом, семью, совесть, валялся где-то в грязных подвалах или под забором, и вдруг, благодаря простой проповеди, покаялся, полностью изменился, начав новую, примерную жизнь — это чудо.

Именно такие случаи, прежде всего, приходят нам на ум, когда заходит речь о чудесах. Для христиан присутствие чудес даже является некоторым мерилом духовного уровня. Есть чудеса в жизни — Бог действительно с тобой, нет — значит, что-то в твоих отношениях с Богом не так.

Но разве чудеса должны определять нашу веру или базироваться на них? Несомненно, они помогают нам прийти к Богу, помогают утвердиться в вере, но вера никогда не должна базироваться на чудесах. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» — сказал Иисус.

Иногда бывает, что наше увлечение чудесами, поиски и ожидания чудес есть не что иное, как неверие. Нам трудно поверить Богу тогда, когда нет видимых чудес в жизни. А разве то, что случалось в моей жизни, что я воспринимал, как обыденность, как закономерность, не является чудом Божьим? Разве ежедневные, ежеминутные Божьи благословения не менее значимы и дивны, чем исцеление от рака? Но нередко мы отказываемся их видеть и гонимся за чем-то эффектным, сенсационным, более того, требуем от Бога чудес.

Такое состояние мне напоминает современных детей, которые живут в достатке, в роскоши и не всегда ценят то, что имеют. Наши родители рассказывают, что в детстве шоколадка или другие лакомства были для них настоящим чудом, и, когда они получали их, это было большим праздником и запоминалось надолго. В советские времена апельсины или мандарины появлялись на столе только в большие праздники. Сегодня этим никого не удивишь. Дети требуют чего-то большего, чем шоколадка или апельсин. В их представлении чудо — это что-то вроде поездки в Турцию или айфон в подарок.

Мы, как те обеспеченные дети, поднимаем планку Божьих чудес все выше и выше. Если для предыдущего поколения реальным чудом были несколько картошек на ужин (я слышал такие свидетельства), то ныне мы считаем проблемой низкие цены на картофель: («И куда эти тонны девать в этом году: заготовщики берут за бесценок?!»). Божьи чудеса стали обыденностью, благополучие стало нормой, свобода верить (или не верить) не укрепила, а ослабила нашу веру.

Скажите, как часто вы благодарите Бога за то, что можете ходить, имеете работу (пусть и не очень оплачиваемую), имеете хлеб и к хлебу, живете под мирным небом? Задумывались ли вы над тем, что для вас так буднично и привычно, на что вы не обращаете особого внимания, а иногда даже и недовольны им, для многих в мире является настоящим чудом? Для кого-то чистая питьевая вода — чудо, черствый хлеб, который у нас пригоден разве что свиньям — чудо, спокойно лечь в удобную постель и привычно проснуться утром живым и невредимым — чудо.

Господи, благодарю тебя за чудеса обыденности!

Провокация чуда

Ожидание чуда есть у каждого человека, но самое сильное оно у тех, кто не ожидает никаких чудес от себя самого.
Елена Сиренка

Наш Бог — Бог чудес. Это неоспоримая истина. Это истина, которая подтверждена жизнью. Он делал, делает и будет делать чудеса в нашей жизни. И обыкновенные, незамеченные нами, и чудеса, которые заставляют нас воскликнуть: «Слава Тебе, Всевышний!».

Но есть несколько тревожных симптомов относительно нашего отношения к чудесам.

Нередко ожидание чудес от Бога — это результат нашего нежелания что-то делать самим.

Нередко мы пассивны в наших физических и духовных действиях, а иногда просто ленивы, но упорно просим у Бога чуда. Вспоминаю старую историю (или притчу) об одном христианине, который каждый день горячо молился, чтобы Бог помог одной бедной вдове, у которой нечего было кушать. Как-то во время очередной молитвы он заметил, что старший сын вдруг встал с колен и вышел. Отец нашел его возле запряженной телеги, на которую сын грузил мешки с продовольствием. «Ты что делаешь?» — сурово спросил отец. — «Да вот, хочу помочь Богу ответить на твои молитвы».

Мы обязаны делать свою, человеческую часть труда, а Бог обещает сделать чудо в ситуациях, неподвластных нам.

Во-вторых, я заметил, что большинство Божьих чудес в жизни людей — это следствие неправильных действий самих людей. Другими словами из-за своей халатности, неверия, откровенных грехов многие калечат сами себя, свои судьбы и судьбы близких, а потом ожидают от Бога чудес. Это не значит, что в таких случаях не нужно беспокоить Бога, мол, сам наломал дров, сам и приводи в порядок. Скорее, наоборот, через явные чудеса такой человек быстрее приходит к Богу и исправляется. Но насколько бы меньше было бы поводов для чудес, если бы мы просто ценили Божье чудо любви и заботы и жили свято и праведно. Да, в таких бы случаях было бы меньше ярких сенсационных чудес, но проявилось бы самое большое чудо — чудо Божьих благословений. Меня Бог сохранил от наркотиков, пьянства, преступности, разврата — и я считаю это самым большим чудом моей жизни. И что самое удивительное — я ничем не лучше тех, кого Бог поднял с самого дна греха и отступничества. Что может быть более чудесным?!

Вера как чудо

Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда.
Николай Бердяев

Но самое большое чудо, которое мы можем видеть в нашей жизни — это чудо покаяния, чудо прощения и усыновления. Хотя в разных людей это судьбоносное событие происходит по-разному. Кто-то, как я, постепенно приходит к Богу без особых потрясений. У кого-то дорога ко спасению проходит через долины отчаяния, проблем, развратной жизни и — вершины Божьего вмешательства. Но, когда Спаситель Духом Святым поселяется в сердце человека, Его присутствие и есть тем чудом, которое не поддается логическому объяснению. Я просто принимаю его верой как подарок от Господа. Я живу Богом и в Боге. Поэтому мне не нужны чудеса — они во мне. А если и случится что-то в жизни непредвиденное, выше моих возможностей, я верю в то, что Господь силен, чтобы сотворить для меня чудо. Если же этого не случится — буду благодарен Богу за чудо Его присутствия со мной.

…Наконец, вернусь к упомянутому выше замечанию, что я не так горячо люблю Бога, как грешник, который покаялся. Откровенно говоря, эти слова так напоминают детей, которые спорят между собой, кто больше любит маму. Что ж, позволю себе также поступить по-детски и возразить моему оппоненту: «Я понимаю твои чувства, твою благодарность, но, прости меня, я все-таки больше люблю Бога, потому что вижу больше милостей в моей жизни — Он сберег меня от грязной ямы греха и отступничества».

И это — Божье чудо. Мое чудо.

Юрий ВАВРИНЮК

"Благовісник", 2,2013