Адреса церквей ХВЕ

 

 

Вера и жизнь

Выбери себе судьбу

Понятие судьбы в украинцев очень широкое. Это не только определенная провидением жизненная дорога индивидуума, исторический путь нации и государства, но и любое событие в жизни человека, которого он не смог избежать. Судьбой украинцы называют относительно счастливую жизнь в противовес несчастной — бедам и разным жизненным трудностям. Доля — это и жизненные обстоятельства, и результат усилий жизнедеятельности, и спутник жизни, и нравственный долг относительно детей и родителей и еще много другого, что человек считает своей обязанностью. Украинцы любят олицетворять судьбу — и она становится божеством-судьбой, как в древних верованиях наших предков-славян или других языческих народов. Поэты также часто обращаются к образу судьбы, которая, будучи персонифицированной ими, может предстать перед читателем не только богиней, но и рабыней, которую покупают на выбор.
В частности, у Тараса Шевченко судьба — это его жизненная наставница, подруга, которой он не раз был обманут, но он доверяет ей и обращается к ней очень ласково: «Ходімо ж, доленько моя! Мій друже вбогий, нелукавий!».

У Лины Костенко судьбу можно приобрести на базаре, но купив ее, ты вынужден примириться с ней, таковой, какая она есть.

Я вибрала Долю собі сама.
І що зі мною не станеться, –
у мене жодних претензій нема
до Долі – моєї обраниці.


Метафорика этого стихотворения не затмевает его идеи — судьбу себе выбирают, а поскольку судьбу выбираем мы сами — то не имеем права обижаться на нее. Конечно, этот тезис вызывает много вопросов: разве мы выбираем себе родителей, нацию, место рождения? Разве мы выбрали конкретно тех детей, которые родились у нас? Разве мы выбираем болезни и день смерти? И где-то глубоко в сердце соглашаемся, что в жизни человека есть что-то такое, на что мы не можем повлиять, что происходит помимо нашей воли, нашего желания и выбора — что-то фатальное. Но есть много того, что, как нам кажется, мы непосредственно выбрали, например профессию, супружество, место работы и жительства, хотя и здесь можно найти обстоятельства, которые толкали нас к определенному выбору. В конце концов, должно же каким-то образом согласоваться фатальное в нашей жизни с нашим выбором. Ведь мы все-таки не марионетки, мы люди. Мы созданы по подобию Божьему, а это значит, что мы не руководствуемся в жизни инстинктами, как безмолвные животные, а имеем свободу выбора, как и Бог. То есть судьба как фатум стоит в оппозиции к свободе выбора, которой наделен человек как божественное творение. Однако выбор, который Бог предложил человеку — это не хаос возможностей, в которых человек может запутаться и, наконец, прийти к фатализму, этот выбор касается самого Бога и лежит между двумя плоскостями — волей Божьей и волей человеческой.

Этот тезис прекрасно иллюстрирует библейский рассказ об Адаме и Еве. Им в эдемском саду было дано право выбора — есть с дерева познания добра и зла или не есть. Божья воля была — не есть с этого дерева, желание дьявола — чтобы ели. Божья воля — на благо, дьявольская — на зло. Мы знаем, что выбрали Адам и Ева, — непослушание Богу. Это имело свои последствия. Их выбор стал фатальным для всего человечества — оно было изгнано из рая и ему были определены наказания, в частности тяжелый труд и смерть. И что же, на этом закончилась свобода выбора? Нет, человек и дальше выбирает, но в других реалиях. Каин выбирал, убивать ему своего брата или не убивать, Авраам —оставлять Ур халдейский или не оставлять, Исав — продавать первородство за чечевичную похлебку или не продавать, Иаков — обманывать своего отца и брата или не обманывать. Решения большие и маленькие, судьбоносные и незначительные сопровождают каждого человека на протяжении всей жизни, но все они принципиально касаются Бога и Его воли. Сыновья Илия и Самуила пренебрегли Божью волю относительно священнического служения, Саул был искушен богатством амаликитян вопреки Божьему приказу, Ахан позарился на иерихонские сокровища, поправ Божью волю, а следствием этого стала бесславная смерть. Они сами выбрали свою судьбу. Так же блудница Рахав и Рут выбрали себе судьбу, оставив свои народы с их божками ради Бога израилева. Но результатом их выбора была жизнь, Божье благословение и добрая слава вовек. Моисей прямо говорит к израильскому народу: «Вот я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед Богов иных, которых вы не знаете» (5М. 11: 26-28).

С подобным предложением обращался к израильтянам Иисус Навин: «Если же неугодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иис. Н. 24:15).

И это в который раз подтверждает, что Бог считается с человеком и дает ему возможность выбирать между добром и злом. Так всегда — и в Старом Завете, и в Новом. Ведь Бог не меняется. Позвал Иисус к Себе апостолов, в частности Иуду — и они пошли за ним. Но на этом не закончился их выбор. У них было множество возможностей покинуть своего учителя, когда их преследовали фарисеи, когда они не понимали, о чем Он говорит. Сам Иисус однажды сказал им: «Не хотите ли и вы отойти?», давая понять, что они свободны решать — идти за ним или не идти.

Так же Иуда, избрав путь благословения, был поставлен перед выбором — предавать своего наставника за тридцать серебренников или нет. А относительно того, что Господь говорит о нем, как о «сыне погибели» (Ин. 17:12), то это только следствие Божьего всеведения. Бог знает, кто что выберет, но не заставляет выбирать. Разве Господь не знал, что выберет богатый юноша, который, казалось бы, искал спасения и любил слушать Его? Знал. Но все-таки Он предложил ему продать имение свое, раздать нищим и следовать за Ним (см. Мф. 19:21). Юноша избрал богатство — и ушел от Иисуса печальным. Так же и те, которые были приглашены на вечерю в притче Христа. Они были друзьями хозяина, поэтому были позваны. Но, поставленные перед выбором — прийти на ужин или делать свое, они все-таки пренебрегли приглашением. Эта притча некоторым образом показывает отношение Бога как к тем, кто называет себя христианами — друзьями Божьими, даже детьми, так и ко всему человечеству, — Он предлагает каждому выбрать судьбу от Него: наслаждаться Его вечерей в Его присутствии. А для этого нужно отказаться от своих планов, собственных мелких интересов. Думаю, если бы они пришли на вечерю своего богатого друга, их бы ожидали приятные сюрпризы — место за столом возле Хозяина, искренний разговор, слово похвалы, подарки, предложения выгодного сотрудничества при определенных условиях и еще много чего, что может получить тот, кто любит своего друга и угождает ему. А в этом случае мы имеем в виду самого Бога.

Обобщив жизненные истории героев Библии, прихожу к выводу, что есть две судьбы: судьба быть с Богом, которая, начавшись на земле, продолжается в Царстве Божьем, и судьба быть без Бога, которая имеет свое продолжение в аду. А все остальное, что случается в жизни после этого кардинального выбора — это только нюансы, которые снова же зависят от небольших конкретных решений. Именно эти ежедневные решения придают каждой судьбе оригинальности. Поэтому настолько не похожа жизнь членов даже отдельно взятой семьи, не говоря о роде, о церкви, где каждый принимает свои решения, которые согласуются с заповедями Божьими или нет. Написано, что христианин не может под свое жизненное строение «положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Но каждый на этом основании строит по-разному: «из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы». То есть много в жизни христианина зависит от его посвящения Господу: чем больше посвящение — тем дороже материал, тем более зрелый плод Духа Святого, тем более явны Божьи благословения. Поэтому такие разные жизненные судьбы.

В Новом Завете мы найдем много мест, где идет речь о зависимости жизни христианина от того, как он исполняет заповеди Божьи. В частности, в Первом послании к коринфянам апостол Павел, наставляя христиан относительно вечери Господней, сказал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1Кор.11:27-30).
Как видим, здоровье верующих и их духовное состояние пребывает в прямой зависимости от правильного исполнения Господних заповедей. Именно оно вносит соответствующие коррективы в нашу судьбу, которая должна бы быть, по Божьему замыслу, прекрасной.

Поэтому тот, кто выбрал, казалось бы, благословенную судьбу, которую предлагает Господь, а позволяет себе гордыню, в погоне за прибылью обманывает, может украсть, забывает о своих обязанностях перед семьей или церковью, употребляет алкоголь, объедается и совершает другие дела плоти, — пусть не удивляется, что его судьба далека от желанного идеала, что в ней много страданий. Господь просто вынужден внести свои коррективы, потому что «страдающий плотью перестает грешить» (1Пет. 4:1).
Но если и это не помогает, и мы в болезнях, в разных бедах не раскаиваемся и дальше угождаем похотям плоти, то есть большая вероятность услышать от Господа в самый ответственный момент подтверждение нашего настоящего выбора: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23).

Поэтому выберем себе судьбу — быть с Господом, любить Господа, служить Господу, исполнять заповеди Господни. Если она нам покажется не такой приятной, как мы ожидали, то пронесем ее по земному пути как крест от Господа. Она обязательно откроется нам Царством Божьим.

Василий МАРТЫНЮК
"Благовісник", 3,2012