Адреса церквей ХВЕ

 

 

Вера и жизнь

На Бога надейся, а сам не плошай?

Очень часто становишься участником дискуссии, которая касается границ нашего доверия Богу.

Как мы можем соединить доверие Богу и упование на собственные усилия?

Индикатором здесь может быть известная пословица «На Бога надейся, а сам не плошай». Кто-то с этой поговоркой полностью согласен, а кто-то утверждает, что она заведомо не христианская и правильной является только первая ее часть. Вторая же часть говорит только о недостаточном доверии Богу. С этой точки зрения, нам не нужно заниматься самодисциплиной, Бог Сам позаботится об этом. Не нужно вырабатывать в себе нужные качества, Бог Сам тебе подберет их. Не нужно заниматься самозащитой и предупреждать опасности, Бог Сам тебя защитит и оградит от опасностей. Не нужно заниматься самообразованием, Бог Сам тебе даст необходимые знания. Нужно молиться и ждать манны небесной. Но правильным ли является такой подход?

Есть еще одна интересная поговорка: «Молиться нужно так, будто всё зависит от Бога, а работать так, будто все зависит от тебя». Очень легко, конечно, здесь впасть в крайность. От крайностей никто не застрахован, но если бояться крайностей, тогда придется отвергнуть любую здравую идею.

Существует распространенное мнение, что, поскольку в возрожденном человеке живет Дух Святой, работающий в человеке, то своими силами мы ничего не добьемся, а только помешаем Ему действовать. Остается рассчитывать только на Него и ждать чуда. Сторонники такого подхода к жизни апеллируют к понятию «благодать». Но благодать никак не отменяет нашей дальнейшей ответственности за то, что мы сделаем, и чего не сделаем.

Бог сотворил нас по образу и подобию Своему и вложил в нас творческое инициативное начало. Творческий подход к жизни — это наш неотъемлемый атрибут, и в этом заключается наше Богоподобие. Ничего предосудительного в творческой активности нет.

Наша жизнь — это сотрудничество и сотворчество человека и Бога. В этом сотрудничестве было сделано много прекрасного, в том числе того, на чем зиждется наше христианство.

Писание — это Богочеловеческое произведение. Церковь — это Богочеловеческое сооружение. А в центре всего — Богочеловек Христос, Который явил пример подлинной Божественности и подлинной человечности. Мы верим в того Бога, Который ближе всего к человеку и Который дал человеку больше всего возможностей. Но здесь и кроются большие искушения. Велик соблазн приписать Божественное себе, как не раз бывало в истории. А бывало так, когда деструктивные человеческие идеи выдавались за Божественные и ты выступал против них, ты выступал против «Самого Бога». В этом смысле, человеку всегда нужно проявлять смирение, не приписывая себе того, что принадлежит Богу, и, напротив, не приписывать Богу того, автором чего являешься ты сам, ведь это могут быть далеко не самые разумные идеи.

Тем не менее, наши молитвы должны подкрепляться реальными действиями. Если мы хотим достичь чего-то в служении, работе или личной жизни, нужно обращаться к Богу с верой, но и в то же время постоянно работать над собой и своим характером. Нам нужна мудрость, а мудрость не падает с неба, мудрость приходит с опытом и практикой. Бог часто отвечает на молитвы через людей, но не обязательно через других людей, Он может отвечать на наши молитвы через нас самих. Бог не действует шаблонно, не всегда Он благоволит к слабым и немощным, иногда Он действует и через сильных и волевых. Особенно это касается жизни в нашем современном обществе, где християнство постепенно теряет свои позиции. Нам необходимо занимать активную социальную позицию. У нас много пассивности и пораженческих настроений. Неужто мы окончательно капитулировали?

Для того, чтобы быть услышанными, нам необходимо работать над своим всесторонним развитием. Оно не дается просто так...

Это же касается и нашего отношения к ближнему. Ближнего нужно не только абстрактно любить, но и быть готовым помочь в трудную минуту, если это будет стоить нам здоровья или даже жизни. В Писании сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Иоан.15:13). В современном переводе это звучит еще четче: «Нет любви выше той, когда жизнь отдают за друзей». Надо полагать, что речь здесь идет не об одной молитве...

Наверное, в наш просвещенный век, мы и молимся не так часто. Так давайте больше молиться, молиться с верой в силу и могущество Божье. Но и давайте помогать Господу, чтобы Он мог действовать в нас и через нас.

Я сторонник того, чтобы все-таки «не плошать».

«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12-14).

Андрей РЯБЕНКО

"Благовісник", 2012,1