Адреса церквей ХВЕ

 

 

Вера и жизнь

История, которая ничему не учит

История нас учит тому, что она ничему не учит.
Афоризм
«Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете».
Евангелие от Луки, 13:4,5.

В обществе широко известны две пословицы, которые, хотя в них и говорится об одном и том же явлении, противоположны по своему содержанию: «История нас много чему учит» и «История нас ничему не учит». Кто-то объединил эти две фразы в один полушутливый афоризм: «История нас учит тому, что она ничему не учит». Имеется в виду, что самый большой урок истории заключается в том, что люди не берут из нее никаких уроков. И если уж зашла речь о пословицах, то вспомню еще одну, подобную этим: «наступать на те же грабли». Это мы часто и делаем.

Что же, доказательств этому много. Можно привести тысячи примеров как из мировой истории, так и из собственной жизни, которые подтверждают эту истину. Достаточно просто просмотреть ленту последних новостей. Меня всегда удивляют случаи, о которых знают почти все, но многие упрямо «наступают на грабли». В местных газетах, в разговорах можно часто услышать как «женщины ромской национальности» обманывают доверчивых людей, или как наперсточники обманывают неосторожных игроков. Большинство людей знают, что это элементарный обман, но все равно разрешают обманывать себя.

Есть примеры более трагические. В этом году мы вспоминаем печальную дату — 100 лет со дня гибели «Титаника». Это знаковая трагедия, которая много чему учит нас. Хотя… Хотя все-таки не учит… Январь 2012 года заставил нас вспомнить старую историю: возле берегов Италии при идеальных погодных условиях затонул подобный лайнер-красавец «Коста Конкордия». Гордость туристической Италии, он стоил почти полмиллиарда евро. Затонул, натолкнувшись на риф за несколько сот метров от берега. Затонул из-за элементарной служебной халатности, из-за человеческой гордости и самоуверенности. Еще выясняются причины трагедии, но уже известно, что капитан проявил небрежность, проникнувшись праздничной атмосферой общекорабельной вечеринки, что потерял чувство меры, осторожности и человечности. Известный христианский публицист Влад Кусакин так прокомментировал это событие: «Это прообраз нашей западной цивилизации. Беспечной, сытой, пьяной, распущенной, мягкотелой, безответственной, которая паникует перед всякой опасностью (я, кажется, правильно перечислил все то, что писалось в новостях о «Costa Concordia»). Мы плывем морем материализма и удовольствий. Да, мы знаем, что есть подводные рифы, что они даже рядом. Но их не видно. Поэтому пассажиры лайнера были беспечны, а «капитан отдал приказ пройти поближе к острову, чтобы сделать приятное главному стюарту, уроженцу этих мест, в то время, когда сам развлекался с молодой женщиной» (цитата из новостей). Вы думаете, мы получили пробоину в 2001 году? В 2008? Нет, мы и далее беспечны и плывем тем же курсом».
Что ж, нельзя не согласиться с автором. И с упомянутой выше пословицей. Трагедия «Титаника», две мировые войны, Хиросима и Нагасаки, сталинизм и холокост, холодная война и расизм, теракты в Нью-Йорке и СПИД ничего нас не научили. Люди, будто слепые, не видят очевидного. И продолжают «пир во время чумы».

Я снова об истории. Говорят, история имеет особенность повторяться. Это правда. И это подтверждает Библия. Вспомните выход израильского народа из Египта. Это было что-то грандиозное, величественное и могущественное. Десять казней Божьих, которые постигли Египет, огненный столб впереди и позади стана, сверхъестественный переход через море и гибель в нем войска фараона, манна и мясо с неба, вода из скалы — какие еще нужны признаки Господнего величия ? Но стоило лишь Моисею на несколько дней оставить Божий народ, как он забыл недавние события, еще не успевшие стать историей. И начал требовать нового бога, поднял бунт, предъявляя претензии Самому Господу.

Часто люди спрашивают: «Почему случилась та или иная трагедия?» Ответов может быть очень много, но есть одна общая для всех случаев причина: это урок для людей. Вот только, учат ли их чему-то эти уроки?
Когда люди поставили такой вопрос Иисусу, Он не дал точного ответа, который удовлетворил бы их любопытство. Он обратил их внимание на что-то более значительное, более важное: «Это примеры для вас! Потерпевшие не были грешнее других. Собственно говоря, вопрос не в этом. Вопрос в том, возьмут ли живущие из этого какой-то урок для себя? Покаются ли, чтобы день смерти не захватил их врасплох? Никто не может дать гарантии относительно человеческой жизни, поэтому нужно быть всегда готовым к неожиданностям».

Часто взрослые напоминают мне мальчишку, который, увлекшись игрой, теряет осмотрительность и неожиданно получает ранение: или колено обдерет, или лоб разобьет, или руку порежет. Вдруг прерываются и забываются самые интересные игры. После первой медицинской помощи потерпевший с друзьями замолкают, становятся тихими, смиренными и осторожными, так что диву даешься. Но еще боль не утихла, как ситуация потихоньку нарушается то шуточным словом, то сдержанным смехом, то попыткой вести себя так, как будто ничего не случилось. А вскоре, смотри, компания, забыв о неприятности, снова мчится по своим шаловливым дорожкам вместе с раненым товарищем.

Так и во взрослой жизни.

Когда в 2001 году в Нью-Йорке случилась трагедия с башнями-близнецами, я в то время был в Соединенных штатах. Я видел самоуверенных и раскрепощенных американцев, которые вдруг притихли, как мальчишки, увидевшие кровь на локте товарища. Я видел солидных людей, которые последний раз были в церкви, может быть, несколько лет назад, а теперь, обнявшись, свершали общую молитву. Я видел на улицах плакаты: «Боже, благослови Америку». Жители Америки (и не только), как ученики сидели за партами в Божьей величественной аудитории на уроке истории. Но, как говорят в Украине, «шпари відійшли» — и общество постепенно вернулось к своим привычным греховным делам. На месте башен остался памятник, но он так и не появился в сердцах и в сознании большинства американцев…

Вспоминая путешествие израильского народа по пустыне, апостол Павел говорит: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1Кор.10:6). И когда меня даже верующие люди спрашивают: «А почему в Библии вспоминается так много негативных историй, которые не делают чести последователям живого Бога?», я всегда отвечаю: «Это предупреждения нам, это уроки истории, которые учат нас быть осмотрительными и не такими, как эти положительно-отрицательные герои. Именно поэтому в Слове Божьем мы читаем об идолопоклонстве Израиля, о грехе Давида и Соломона, об отречении Петра, об Анании и Сапфире.

Но сегодня вопрос стоит по-другому: помним ли мы эти уроки? А если помним, не повторяем ли ошибок истории? Но взгляд в историю — это еще и взгляд вперед. Ученикам Христа очень хотелось узнать о конце света: «Когда же он наступит?» Иисус возвратил любопытных назад в историю: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один. И как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого… Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Мф.36-44).

Не это ли мы наблюдаем ныне? Не является ли духовная атмосфера современного мира такой же, как в те времена: самодовольство, развлечения, сытость, и — равнодушие? Несмотря на то, что тема конца света чрезвычайно популярна в нынешнем обществе, никто серьезно не готовится к нему. А если и готовится, то не так, как следовало бы. Строить бункеры — это все равно, что прятать, как страус, голову в песок. Можете обвинить меня в морализаторстве, но ничего нового, кроме того, что записано в Библии, я не скажу. Быть готовым — это значит быть с Богом. Это значит — трезво смотреть на историю и современность. Это — понимать, что Господь хочет сказать тем или иным событием. Это — жить так, будто каждую минуту может наступить конец: если не мира в целом, то мой лично.

К сожалению, люди часто ведут себя так, как тот немудрый муж в притче: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих, и есть, и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:48-51). Именно поэтому так много случается трагедий, которые фактически запланированы чьей-то халатностью, равнодушием, самоуверенностью и гордостью. Но многих впереди ожидает самая большая катастрофа, которая была когда-либо под солнцем. Это судный день, встретив который, многие захотят, чтобы он стал концом света: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор и говорят горам и камням: «Падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:15-17).

Конец света будет. Об этом четко говорит Слово Божье. Но для людей он станет началом вечности. Где мы проведем эту вечность, зависит от нас сегодня. Ныне мы еще имеем возможность быть в Божьей аудитории, и, как послушные ученики, изучать историю Божьей милости и Божьего суда. Историю, которая рассказывает о правильном жизненном пути. Историю, которая учит нас жить богобоязненно и с радостью ожидать второго пришествия Христа. Историю, которая может стать обвинительным документом на Божьем суде: «Тебя предупреждали, тебе показывали, тебя учили». Больно будет, когда, заканчивая Божью школу истории, мы «провалим» выпускной экзамен. Экзамен без права пересдачи.

Юрий ВАВРИНЮК

"Благовісник", 2012,1