Адреса церквей ХВЕ

 

 

Теология

Грехи родового проклятия

В последнее время среди евангельских христиан стали популярными так называемые служения освобождения от родовых проклятий. Появились отдельные служители, которые «специализируются» на этих служениях, организовывая целые конвейеры «освобождений». Что же говорит по этому поводу Слово Божье, и как нужно относиться к данному учению истинным христианам?

Основания для учения о родовом проклятии

Большинство учителей, проповедующих о родовом проклятии, берут за основу тексты из Книг Исход (20:5, 6;34:6, 7), Числа (14:18) и Второзаконие (5:9, 10). В каждом из этих текстов присутствуют слова: «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода».

Эти слова они обычно понимают так, что вина человека передается всем его потомкам на генетическом уровне. Человек не только наследует греховную природу своих предков (склонность противиться Богу), но и принимает на себя всю накопленную на протяжении веков вину. В результате Бог считает их виновными не только за их грехи, но и за грехи их предков. Кроме того, они считают, что сатана имеет право причислять к своим рабам христиан, которые не избавились от последствий родового проклятия (неудач, импотенции, ругательств, ожирения, бедности, стыда, болезни, печали, страха и даже физической смерти).

Защитники идеи родового проклятия развивают логическую цепочку еще дальше. Они приходят к выводу, что кровь Христа была пролита за грехи человека, но необходимо предпринять еще один, дополнительный шаг, чтобы избавиться от унаследованного от предков греха.

Без этого дополнительного шага невозможно освободиться от сковавших человека уз грехов, которые совершили его прародители. Эта процедура вылилась в пышную церемонию, которая включает перечисление грехов предков, вплоть до четвертого колена, раскаяние в этих грехах вместо них, прочтение рекомендованных молитв и заявлений и, тем самым, избавление от предполагаемых проклятий.

Своими словами

На одном из веб-сайтов, посвященных теме родового проклятия, читаем: «Царство Божье и тьма руководствуются совершенно четким «законом». Христос явился, чтобы подтвердить Ветхий Завет, а не для того, чтобы перечеркнуть закон Божий… Вся семья молится за грехи, совершенные их прародителями.
Сатана является перед престолом и с полным правом заявляет о своем владении вашим физическим или финансовым состоянием. Его заявление рассматривается с точки зрения закона… действительно ли может он заявлять свои права на вас и вашу семью.

Родовое проклятие. Я встречал много людей, не получивших исцеления от болезни, несмотря на непрестанные молитвы. А ведь они верят в исцеление! Пасторы не понимают, в чем причина, и обвиняют больного человека в «слабой вере»… Узнав об избавлении от родового проклятия, я видел, как большинство больных полностью исцеляются. НАВСЕГДА!!! Необходимо 2 недели, чтобы раскрыть перед церковью это учение и научить молиться.

В наши дни Бог поднимает армию, чтобы освободить церковь сильным помазанием… но для этого необходимо получить соответствующие знания».

На основании текста из Книги Исход (20:4, 5) Нил Андерсон учит, что демоны передаются из поколения в поколение и что эти демоны прочно держатся за христиан именно из-за родового проклятия. Для того чтобы избавиться от демонического влияния, христианину необходимо выяснить причины, по которым у демонов есть такая возможность, и устранить их посредством церемоний освобождения. В особо тяжелых случаях требуется консультация специалиста по демоническому влиянию. Проводится специальная диагностика, предоставляется специальная формулировка для повторения, например: «Я изгоняю всяческое демоническое влияние, переданное мне от моих предков».

Служители, проповедующие данное учение, как правило, предоставляют своим читателям подробные диагностические тесты и контрольные списки вопросов, и даже точный текст, который необходимо повторять во время церемонии освобождения. На одном веб-сайте предлагается следующее: «Составьте подробный список всех грехов, совершенных членами вашей семьи за последние четыре поколения. Если члены семьи продолжают грешить и в наши дни, в их грехах необходимо исповедоваться ежедневно… Очень важно раскаиваться за всю свою семью. После того как вы исповедовались за каждый грех в списке, отрекитесь от любого посягательства сатаны на вашу жизнь во имя Иисуса Христа… Затем поклонитесь Господу и восхвалите Его… В последующие дни вы все больше и больше будете ощущать свободу, дарованную Господом».

Как нам реагировать?

Изучайте библейские тексты, на которых основано данное учение.

Во-первых, необходимо принять во внимание ближневосточный контекст библейских текстов, на которых базируется учение о родовых проклятиях. В 20-й и 34-й главах Книги «Исход» Моисей обращался к детям Божьим, окруженным со всех сторон язычеством. Язычники верили, что смерти достоин всякий, кто нарушал культовые постановления, забывал день рождения своего бога, ошибался с жертвоприношением, выражал верность другому богу, оказавшему помощь в каком-то вопросе (дождь, бесплодие или война). Обратите внимание, что в язычестве никогда не поднимался вопрос о доктринах или морали. Главный бог, которому поклонялся человек, выносил смертный приговор обидчику и всей его семье, пока все до одного не будут истреблены.

Моисей писал Пятикнижие, в основном, с целью наставления. Он объявляет суеверным израильтянам, что их Бог отличается от языческих божков. Ему важно послушание сердца, а не точное соблюдение культовых постановлений. Те, чья жизнь служит постоянным поруганием Бога, подвергнутся справедливому суду. Более того, если они не перестанут противиться Богу и Его Слову, они рискуют подвергнуть негативному воздействию своих прямых наследников: не посредством некой совокупной, биологически наследуемой вины, а посредством дурного примера (см. следующий пункт).

Во-вторых, необходимо понимать точку зрения Моисея. Дети, попадающие под суд, несли наказание за поведение, которому они научились, а не за унаследованную вину и проклятия.

Плоды последствия греха не передаются потомкам генетически или по закону. Отрицательные последствия греха проявляются в результате усвоенного поведения. Фраза «до четвертого поколения» подразумевает прадеда и указывает, что человек может влиять на своего сына, внука и правнука до тех пор, пока не умрет. Его неблагочестивое воздействие на потомков прекращается с его смертью. Но, пока он жив, его потомки могут сделать выбор: следовать его нечестивым путем или обратиться к Господу.

В-третьих, необходимо читать тексты, на которые опирается учение, без отрыва от общего контекста. Многочисленные исследователи Ветхого Завета, верящие в Библию, отмечают, что суд Божий распространяется только на членов второго, третьего и четвертого поколений «ненавидящих Меня» (Исх. 20:5; Втор. 5:9; 7:10; 32:41). Эти ученые мужи отмечают, что данные слова описывают тех, на кого распространяется суд: людей, сознательно решивших подражать старшим, воспротивившимся Богу. Данные слова из Писания объясняют, что Божий суд предназначен для тех, кто упорно противится Богу, делая осознанный выбор в пользу грехов своих праотцов.

Обратите внимание на отсутствие библейских доказательств существования родового проклятия.
Сама фраза «родовое проклятие» ни разу не упоминается в Писании. Фразу «родовое проклятие» не найти ни в одном из Заветов. Конечно же, только этого факта недостаточно для того, чтобы классифицировать учение как противоречащее Библии. Слово «Троица» тоже не упоминается в Писании, однако оно точно отражает библейское учение. Однако тот факт, что родовое проклятие не упоминается в Писании, должен насторожить христиан и указать, что к данному вопросу следует отнестись особенно внимательно.

Понятие родового проклятия чуждо Писанию. Когда слова из Книги Исход (20:5; 34:6, 7) и другие читаются в ближневосточном контексте и толкуются правильно, вероятность того, что данные тексты поддерживают учение о родовом проклятии, полностью устраняется.

Диагностические тесты, ритуалы и молитвы, рекомендованные сторонниками учения о родовом проклятии, невозможно найти в Писании. Шаги к избавлению от проклятия нигде не описаны в Библии, а ведь это наше единственное руководство в вопросах веры и ее практического применения. Если бы родовые проклятия действительно существовали, Бог непременно оставил бы в Писании соответствующие указания по борьбе с ними.

Изучайте все Писание

Изучение библейского доказательства — необходимый шаг в толковании Библии. Как и в любых других вопросах, при рассмотрении всех мест Писания остается мало сомнений в правильном выводе. Взгляните еще раз на слова Моисея, которые часто приводятся в качестве поддержки доктрины о родовом проклятии. Моисей также писал, что «отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16). Богодухновенность и однозначность Писания, а также проверенный временем принцип «Писание толкует Писание» требуют, чтобы мы толковали слова Моисея из Книги Второзаконие (5:9, 10) в свете слов из 24-й главы.

В Четвертой Книге Царств (14:6) и Второй Книге Паралипоменон (25:4) есть параллельные тексты: «Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: «не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью» (4-я Цар. 14:6). Эти отрывки Писания свидетельствуют о том, что учение Моисея из 24-й главы Книги Паралипоменон понималось совершенно четко и практиковалось в древнем Израиле.

К тому времени, когда появились пророки, израильтяне уже забыли, что Моисей когда-то отучал их от язычества. Пророки постоянно сталкивались с одной и той же проблемой. Во время вавилонского изгнания пророк Иезекииль писал: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:1-20).

Пророк Иеремия, современник Иезекииля, обращался к жителям Иерусалима: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29, 30). Эти отрывки не вызывают никаких сомнений. На самом деле это и есть принцип «Писание толкует Писание»: сложные тексты необходимо толковать в свете более ясных текстов, таких как приведенные примеры из Книг пророков Иезекииля и Иеремии.

Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все иудеи в те времена стремились свалить проблемы с больной головы на здоровую. Пророк Даниил, столкнувшись с испытаниями вавилонского плена, проявил себя совершенно нетипично для своих современников в Иудее и Вавилоне. Вместо того чтобы винить за все невзгоды своих предков, как делали слушатели Иеремии и Иезекииля, он признал, что он и его современники отвечают за постигший их суд. Он пишет: «И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих…» (Дан. 9:4, 5, 7-9).

В молитве Даниил не объясняет причины изгнания израильтян грехами отцов. Это тем более примечательно, если вспомнить, что Даниил прекрасно помнил, как на протяжении нескольких поколений Бог через пророков обращался к Израилю и предупреждал, что их постигнет именно такой суд, если они не покаются. К тому времени, когда явился Христос, иудеи снова забыли все, что говорили Моисей и пророки о язычестве. Христос боролся с такими же проблемами. В Евангелии от Иоанна (9:1–3) мы читаем: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Пока ученики толковали происходящее по-старому, с языческой точки зрения, что грех и вина за него наследуются, Христос стремился явить славу и благодать Бога.
Христос говорил: «Иди и впредь не греши» (Иоан. 8:11). Из слов Христа можно предположить, что прощения Господа достаточно для той степени духовного преображения, в результате которой жизнь человека меняется полностью. Христос верил, что женщина, которую Он только что простил, имела право принять решение дальше пребывать в грехе или отказаться от него. Никаких упоминаний о дополнительных молитвах, церемониях или формального отречения вдобавок к благодатному прощению Господа нет.

Слова Павла: «…Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:5, 6) и «Все мы предстанем на суд Христов… Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:10-2) (выделено авт.) совершенно однозначно устанавливают приоритет Нового Завета на личной ответственности каждого. Эти отрывки следует рассматривать как отражение единого учения Писания, начиная от Моисея (Втор. 24:16) и пророков (Иер. 31:29, 30; Иез. 18:1-4, 14-16, 18–20; Дан. 9:4, 5, 7-9), и кульминацию в учении Христа (Иоан. 8:11; 9:1-3).

Моисей пытался бороться с язычеством в том виде, в каком оно существовало в его дни, но во времена пророков люди снова обратились к язычеству. Пророки тоже пытались бороться с ним, но даже и во времена Христа присутствовало языческое мышление. Современная церковь располагает свидетельством Моисея, пророков, Христа и апостолов, а также Новым Заветом, полнотой Духа и дарами Духа, включая дар различения духов, однако, несмотря на это, часть пятидесятнических и харизматических церквей обратилась к язычеству.

Те, кто не прислушался к словам Христа и не изучил Писание во всей его полноте, оказались пораженными магическим толкованием Божьего мира. В том мире совершенная жертва Бога ограничена в силе и действии, ее приходится дополнять некими заклинаниями и человеческими усилиями. Попробуйте набрать в поисковике Интернета фразу «родовое проклятие», и вы увидите, что это учение более популярно среди экстрасенсов и оккультистов, чем среди христиан. Мягко говоря, странные соратники. Сам собой напрашивается вопрос: кто за кем идет?

Утверждайте достаточность креста

Церковь 21-го века должна утверждать достаточность жертвы Христа так же недвусмысленно, как это делала ранняя Церковь. Павел провозглашал без тени страха или сомнения: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:13-15).
Слова Павла не оставляют сомнений: все до единого грехи искуплены заместительной смертью Христа. Более того, как говорит Павел, начальства и власти не только оказались свергнутыми, но и подверглись позору. Смерть Христа принесла прощение грехов и освобождение от демонического влияния тем, кто признает эту жертву.

У. И. Нанналли

"Благовісник", 2,2013