Адреса церквей ХВЕ

 

 

Страницы истории

Ловушка «Святой войны»

Все мы слышали о крестовых походах. Так историки называют военные походы европейцев под руководством папы римского и католической церкви против исламского мира. В свое время участие в таком походе считалось христианской добродетелью. То, что мы сейчас называем «крестовыми войнами», тогда называли паломничеством к святой земле, священным походом, освобождением гроба Господа и т.д. Все эти фразы и выражения подчёркивали возвышенные и духовные цели участников этих походов, которых в течение длительного времени в Европе называли пилигримами.

С 1096 по 1291 годы европейцы совершили несколько крестовых походов. В этих войнах между собой столкнулись последователи двух больших мировых религий, и эти войны охватили собой немалую географическую территорию.

Папа Урбан II считается первым церковным деятелем, который призвал европейцев к крестовому походу. Пребывая во Франции летом 1095 года, он созвал в Клермоне собор. На закрытии этого собора Урбан II в присутствии множества клириков и мирян, произнес проповедь, в которой призвал слушателей взяться за богоугодное, святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову, — место в раю. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы — все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается.

Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» («Бог того хочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну. По рассказам, многие нашили себе красные кресты на одежду в ознаменование себя воинами Христа; первым из них был епископ Адемар, которого Урбан II назначил вождем похода.

Крестовые походы продолжались более двухсот лет. Историки упоминают о восьми крестовых походах, но важнейшим из них был первый крестовый поход. Он был самым массовым, самым разрушительным и повлёк за собой множество последствий для обеих сторон. В первом крестовом походе христиане сумели одолеть мусульман и захватили Иерусалим, создав там своё государство. Иерусалим находился во власти христиан в течение 83 лет, пока Салахуддин Аййуби во главе большого и хорошо организованного мусульманского войска не вернул город обратно.

Войны, которые длятся в течение длительного времени, непременно влекут за собой множество жертв и разрушений. Крестовые походы не были исключением. Огромное количество жертв с обеих сторон было самым большим и негативным последствием крестовых походов. По мнению исследователей, именно они породили исламский фанатизм, нетерпимость по отношению к «неверным», и вызвали консолидацию ислама. До начала крестовых походов христианского населения в Палестине, Сирии, Египте было не менее половины. После крестовых походов отношение к христианам в исламских государствах резко ухудшилось, особенно после того, когда Готфрид Бульонский завоевал Иерусалим и устроил тотальное уничтожение всего мусульманского населения, чем сделал мусульман злейшими врагами крестоносцев.

Какие же выводы мы как христиане можем сделать для себя из этого урока истории? Конечно, можно более глубоко анализировать мотивы церковных иерархов и их огромные возможности влиять на массы. Это важно понимать нынешним лидерам церкви. Можно говорить о корыстных целях, с которыми и простые, и более именитые люди вышли на эту «священную войну», сравнивая их цели с теми, которыми руководствуемся мы, вступая в духовную брань. Но особенно актуально в этом контексте звучат слова Писания: «Всякий, взявший меч от меча и погибнет», ведь «наша брань не против плоти и крови…» Христиане того времени совсем не так понимали духовную брань, как об этом говорит Слово Божье. Вместо того чтобы воевать против врага в личной жизни, против собственных грехов, мыслей и побуждений, ведя святую и богоугодную жизнь, они искали врагов в далекой Палестине. Именно поэтому «священная война» и закончилась горьким поражением и легла грязным пятном на историю христианства.

"Благовісник", 1,2013