Адреса церквей ХВЕ

 

 

Размышления над Словом Божьим

Господь — Бог браней

Мы привыкли говорить о Боге, как о Боге любви. В этом есть определенная лесть, определенная выгода. Мы видим Бога очень комфортабельным, очень добрым и нежным. Но Он также и Бог брани, страшен во гневе, страшен в возмездии, страшен в воздаянии. Разве так важно об этом говорить? Да, ведь это — тоже Бог. И если мы не пожелаем узнать эту сторону Его природы, мы не будем иметь правильного представления о Нем. Тогда мы создадим свое ложное представление о Боге.

Давид так описывает Бога войны: «Призову Господа достопоклоняемого и от врагов моих спасусь… Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался [на них Господь]… Возгремел с небес Господь, и Всевышний дал глас Свой; пустил стрелы и рассеял их; [блеснул] молниею и истребил их… Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня; научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук. Ты даешь мне щит спасения Твоего, и милость Твоя возвеличивает меня. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. Я гоняюсь за врагами моими и истребляю их, и не возвращаюсь, доколе не уничтожу их; и истребляю их и поражаю их, и не встают и падают под ноги мои. Ты препоясываешь меня силою для войны и низлагаешь предо мною восстающих на меня; Ты обращаешь ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня… Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы» (2Цар.22:4,8,14-15,32-41,47-48).

А в одном из своих псалмов Давид говорит: «Я с самого утра буду истреблять всех нечестивцев земли». Он пропитался тем, чего у нас сейчас нет. У нас сегодня нет агрессии, нет ненависти ко греху. Мы либерально воспитаны, мы аккуратны. Нынешнее богословие мне чем-то напоминает пирожные, объевшись которыми, мы чувствуем себя плохо. В нем нет ни перца, ни черного хлеба. Нет сути, нет другой стороны. Мы забыли о том, что Бог — есть Бог войны. И в равной мере, как Он способен любить, Он способен и ненавидеть. Насколько Он способен спасать, настолько и разрушать, и уничтожать.

Иисус Навин был тем человеком, который вел израильтян за Иордан. Ему было поручено захватить все земли и истребить семь основных больших народов, которые многократно превосходили Израиль численностью. Но в землю обетованную вошли не все. Бог обвинил народ израильский в том, что все способные к войне, отказались воевать. Основная мысль Бога состояла в словах: «Вооружитесь и воюйте!» Но люди отказались вести войну. И за это народ должен был бродить по пустыне, пока не вымрут все, способные к войне. Бог следил именно за этой категорией людей, чтобы никто из них не вошел в землю обетованную. Когда эти люди умерли, стан был очищен, потому что до этого стан был заражен. В Старом Завете часто повторяются слова: «Извергни из среды себя развращенного». Почему это было так важно? Потому что малая закваска квасит все тесто.

В этом состоит стратегия дьявола — ввести в нашу среду людей нечестивых, нежелающих воевать с врагами Господними. И убедить нас либерально относиться к ним, пока мы сами не заразимся их духом нечестия. Поэтому в Ветхом Завете, когда узнавали, что женатый мужчина был с другой женщиной, их обоих обязательно надо было убить. Первым должен был бросить камень свидетель, а потом и весь народ. Не должно было быть того, кто бы отказался это делать. Если ты не участвуешь в уничтожении зла, ты потворствуешь этому злу. И Бог умышленно обязал весь народ к тому, чтобы уничтожать зло из среды себя. Бог давал Своему народу конкретные повеления, кого из своей среды они должны были извергнуть. Там был целый список. Так что Израиль знал Бога несколько другим, чем знаем Его сегодня мы. Они знали Его страшным во гневе и могущим мстить за беззакония.

Бог не изменяется. И если мы хотим познать Его во всей полноте, то должны посмотреть и на эту грань Бога и узнать, чего Он ожидает от нас сегодня, в ХХI веке, когда война все еще не окончилась.
Если посмотреть на то, как Иисус Навин завоевывал территории, то в этом тоже были свои особенности. Народам, которые не входили в число семи выше упомянутых, предлагалось перемирье. Они должны были платить израильтянам вечную дань, но таким образом могли остаться живыми и невредимыми. Но семь основных народов надо было уничтожить так, чтобы ни одной души из них не осталось. Один же народ обманул Иисуса Навина и заключил с ним перемирие. Это были гаваонитяне. Когда другие пять царей (шестой на то время уже был убит — прим. ред.) узнали об этом, они решили разрушить Гаваон. И жители этого города послали к Иисусу Навину с просьбой помочь им. «Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: «Не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим… Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней… И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав.10:7-15). В тот день израильтяне в одной битве победили всех своих врагов, только их цари убежали. Но армия Иисуса Навина преследовала их, нашла их в пещере, где они прятались. «Когда вывели царей сих к Иисусу, Иисус призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходившим с ним: Подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих». Они подошли и наступили ногами своими на выи их. Иисус сказал им: «Не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать». Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера. При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, [которые там] даже до сего дня» (Нав.10:24-27).

Почему так поступил Иисус Навин? Потому что это было Господне повеление. О всех народах, с которыми воевали израильтяне, Господь сказал: «…И [когда] Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой». Но предостерег: «Так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из [числа] городов народов сих. А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор.20:13-18).

Сначала народы, которые окружали Израиль, не понимали, как противостоять ему. Но потом поняли, что к поражению этого могущественного народа приведет то, когда они смешаются с ним. Тогда не надо будет особо напрягаться. Бог Сам их убьет (см. Втор.7:4).

Бог называет свой народ святым, то есть отделенным для Бога. И у этого народа, который избрал себе Господь, должна быть четкая граница с грешным миром. А цель дьявола — стереть эту границу, как бы «помириться» с Божьим народом. Это его тактика уничтожения святых.

Церковь, находящаяся в гонении, отделена от мира. А отделяясь от мира, люди освящаются. Для этого и положена вражда между Божьим народом и миром. Эта вражда способствует освящению. Война, враждебное отношение мира к церкви — на пользу самой церкви.

Во времена же свободы, когда церковь в авторитете, когда храмы полны народа, потому что это престижно, мир входит в ряды церкви и граница между ними стирается. В теле церкви не нашлось иммунитета, способного поразить заражение мирским, не оказалось достаточно силы преобразовать мирян, пришедших в церковь, чтобы они освятились силою Тела Христового. И эта болезнь начинает прогрессировать. И вроде бы церковь стала многочисленней, но силы не стало, потому что в церкви потеряна святость.

В этой ситуации очень важно услышать Божий призыв: «Выйдите из среды их. Не прикасайтесь к нечистому. Враждуйте с миром!» Грех должен всегда вызывать в христианине ненависть. Он не должен привыкнуть к нему. Когда же эта граница стирается, начинается поражение, но это уже поражение не врагами. Это уже делает Бог. Это еще одна грань Бога.

Вот как это отображено в Писании: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору» (Чис.25:1-5). Таким образом, Господь очищал народ от заражения грехом, чтобы он не распространялся и не увлек всех людей. «Убивайте уже не врагов, а своих. Уничтожьте часть себя, ведь если вы не сделаете этого, у вас не будет силы, потому что Я уже не на вашей стороне».

Бог Сам будет поражать Свой народ, если найдет в нем нечестие. Когда жил Израиль в Ситтиме, войны не было. Замечательное время! Но люди погибли, двадцать четыре тысячи были поражены в то время (см. Чис.25:9). Мы тоже живем в чудесное время — полное благоденствие, полный комфорт. Зачем нам кого-то ненавидеть. Ну, другая у людей сексуальная ориентация. Пускай, это же нормально. Нет, не нормально! Это входит в наше сознание и изменяет его. И это приведет нас к поражению.

Мы должны выступить открыто. Должны решительно развязать войну с нечестием. Война — это всегда трудно, всегда неприятно. Война не привлекает. Но мы должны воевать, отделяясь из среды нечестия. Вспомните слова Валаама, который по просьбе Валака пришел, чтобы проклясть Божий народ. Вот что он говорит (эти слова относятся и к нам, как к Божьему народу): «Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает [на него] зла. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится» (Чис.23:8-9). В этом сила Божьего народа! «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле», нет блудодеяния. Сам Господь заинтересован в том, чтобы истреблять это из среды народа, убивая даже своих.

Пророчества Валаама о Божьем народе были просто замечательными. Но потом этот пророк дал совет Валаку: «Хочешь поразить этот народ. Пусть твои женщины соблазнят его». Об этом вспоминается в книге Откровения: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр. 2:14). И это привело к большому поражению в Израиле.

Мы особенный народ, не числящийся между народами. Мы народ отдельный, народ святой. Дьявол понимает, что нас невозможно взять просто так, потому что Бог за нас. Но мы сильны только тогда, кода отделены. Тогда у нас есть способность, иммунитет побеждать все, что находится вокруг нас. А вокруг нас — грехи и соблазны. Вокруг нас идет война — еще более ярая, чем в Израиле сегодня. И если бы мы могли видеть духовный мир, то увидели бы множество пораженных, множество израненных, истекающих кровью и даже мертвых людей в нашей среде.

Бог — есть Бог войны. Встань на сторону Бога. Иначе ты будешь на стороне врага. Возьми меч в свою руку, меч Духа, который есть Слово Божье. А наипаче — щит веры, которым ты сможешь отразить все раскаленные стрелы лукавого.

Александр ШЕВЧЕНКО
"Благовісник", 1,2013