Адреса церквей ХВЕ

 

 

Размыления над Словом Божьим

Как евреи судьбу выбирали

В существовании каждого народа, государства (как, собственно, и каждого человека в отдельности) есть моменты, которые можно назвать судьбоносными. Имеются в виду события или люди, которые в корне изменили ход их истории. Иногда эти повороты судьбы настолько крутые и далеко идущие, что самый причудливый фантазер не смог бы спрогнозировать, как сложилось бы дальнейшее бытие народа без того или иного события или человека.

Были такие моменты и в истории еврейского народа. Вообще-то, судьба этого народа уникальна: величие и позор, взлеты и падения, слава и пренебрежение. Наверное, ни один из народов мира так не повлиял на мировую историю, как этот. И кто знает, какой была бы судьба израильского народа, если бы не отдельные факты его национальной биографии.

Уникальность избрания

Прежде чем говорить об одном из наиболее важных эпизодов еврейской истории, стоит вспомнить, как именно она начиналась. Как известно, история евреев берет начало с необычного, с человеческой точки зрения, события, которое случилось в жизни обыкновенного (обыкновенного ли на самом деле?) события жителя Месопотамии Авраама. Однажды к нему лично обратился Сам Господь.

Причина, по которой это случилось, была также особенной: Господь Иегова, Творец неба и земли выбрал этого человека, чтобы он стал основоположником нового народа. И народ этот должен быть особенным. С особенной культурой, особенной религией, особенными отношениями с Богом. Становление израильского народа было долгим, трагически-триумфальным и уникальным. А уникальность заключалась в том, что его производил Сам Бог. Он давал четкие указания относительно государственного, национального, общественного и духовного устройства еврейского этноса. Израильское государство было установлено при помощи чудес и сверхъестественных признаков: стоит вспомнить хотя бы переход через Красное море и взятие Иерихона.

И еще была одна особенность: у евреев не было царя. Вернее, царем Израиля был Сам Господь. Именно Он руководил народом, которого называл Своим, именно Иегова давал указания относительно практической жизни потомков Авраама, возглавлял воинство на поле боя, был судьей, хранителем и наставником. Другими словами, Бог лично строил судьбу народа израильского. А поскольку Он является мудрым Богом, эта судьба должна была стать счастливой и благословенной.

Но Он является еще и любящим Богом. А это значит, что Он не мог позволить Себе быть диктатором и полным распорядителем судьбы Своего народа. Поэтому Он подарил ему ВЫБОР. Так же, как в свое время дал его Адаму и Еве. В чем заключался этот выбор? Его можно было бы свести к простому правилу: если евреи будут слушаться Бога и выполнять Его заповеди и советы, то будут иметь благословения, силу и добрую судьбу, если же нет — их ожидают проклятия и проблемы (см. 5М. 11:26-28).

История народа израильского — яркая иллюстрация того, насколько этот Божий принцип действенный и истинный. История взлетов и падений — это история послушания или непослушания Богу. Это пример того, как люди выбирают свою судьбу. И особенно ярко это выразилось при избрании евреями царя.
Об этом событии детально можно прочитать в 8 разделе Первой книги Царств. Согласно Господних указаний государственная и духовная власть сосредоточилась в лице судьи и первосвященника. На то время эти функции объединял пророк Самуил. Он возглавлял военные походы, судил народ, свершал священнодействия в скинии. Но, когда состарился, у него не было достойного преемника: сыновья вели недостойный образ жизни. И тогда народ решил «поправить» ситуацию: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму и сказали ему: вот ты состарелся, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1Цар. 8:4,5).

«Дай нам царя!»

В конце концов, требование народа не было грехом. Бог, давая через Моисея Свой закон, допускал эту возможность (див. 5М. 17:14-20). Но царь во главе Божьего народа не входил в планы Господни. Не потому что сам факт присутствия царя на израильском троне был чем-то плохим, а потому, что именно Божье царствование приносило стабильность, порядок и благословения. Вспомним переход израильского народа через Красное море, манну, воду, перепелки в пустыне, взятие Иерихона и др. Кто из земных царей мог бы сделать это? Люди-цари, какими бы талантливыми они ни были, не могут обеспечить максимальное благословение народа. И это подтверждает дальнейшая история народа израильского. Прочтите печальные рассказы книг Царей, Паралипоменон: это в большинстве история царей, которые покрывали позором народ Божий.

Бог на втором плане

Господь хорошо знал характер и сердца людей, их капризность и непостоянство. Сколько усилий Он тратил на то, чтобы разными способами привлечь их к Себе! И Он хорошо понимал: если они будут иметь царя, то еще больше будут забывать о Нем. И во времена Моисея и судей они не часто обращались к Богу в решении жизненных и духовных вопросов, не всегда почитали Его и слушались. Тем более при царе они будут удаляться от Господа, больше надежд будут возлагать на него. Все государственные и национальные вопросы они будут решать не с Богом Иеговой, а со своим повелителем. Другими словами, Творец знал, что евреи, не очень почитающие и до этого, отбросят Его на второй план. Ему было больно, как отцу, которым пренебрегли дети. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Сам. 8:7).

Цена выбора

У Бога была еще одна причина не рекомендовать народу царя. Творец знал цену царя и то, что она будет высокой.

«Только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. Вот какие будут права царя: сыновей ваших он возьмет и приставит к колесницам своим и сделает их всадниками своими, и будут они бегать перед колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками; и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его. И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. От мелкого скота вашего возьмет десятую часть; и сами вы будете ему рабами» (1Цар. 8:9-17).

За свой выбор человек всегда должен платить!

Свобода и право свободного выбора возлагают на человека ответственность за этот выбор.
Изучая дальнейшую историю израильского народа, можно увидеть, что бремя такого выбора часто было очень тяжелым: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (3Цар. 12:14). Нередко простой народ стонал под царским игом. Историки утверждают, что могущество, богатство и сила знаменитого Соломона были построены на слезах, рабском труде и обнищании еврейского народа. Потомки расплачивались за необдуманный выбор своих дедов. А Бог не хотел, чтобы дети Его страдали.

Удивительное партнерство

Эта история интересна еще и тем, что она разбивает устоявшиеся, но не всегда правильные взгляды, относительно Божьей реакции на неправильные человеческие поступки. Преимущественно бытует такое мнение: будешь слушаться Бога — будет все хорошо, не будешь — Он тебя накажет. Это слишком примитивный и в большинстве неправильный взгляд. Бог не спешит наказывать человека, даже если он делает что-то не так. И наша история — подтверждение этому.

«Завтра в это время я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой; и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю, и он спасет народ Мой от руки филистимлян, ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня» (1Цар. 9:16).

Вы слышите: обиженный, отброшенный своим народом Бог лично принимает участие в неправильном выборе народа! Удивительно, не правда ли? Нам, эгоистичным людям, с искаженными злыми мыслями, трудно понять такое поведение Бога. Но мы забываем, что он не жестокий диктатор, а любящий отец.
Проведем простую жизненную параллель. Представьте, что в вашей семье кто-то из детей, кого родители учили жить правильно, кому подсказывали и иногда даже что-то запрещали, вдруг «взбунтовался» и решил сделать что-то не так, как советуют родители.

Конечно же, речь идет не о каких-то радикальных, откровенно греховных или преступных действиях. Скажите, мудрые родители выгонят такого ребенка или отрекутся от него? Наоборот, они будут стараться, насколько возможно, избежать негативных последствий такого выбора, будут помогать даже в тех ситуациях, которых они не одобряют. Вспомним притчу о блудном сыне: просьба младшего сына отдать НАДЛЕЖАЩУЮ ЕМУ часть имения не была преступной, более того — законной, поэтому отец без споров поступил согласно воле сына. И каковы последствия такого выбора?! Но отец остался отцом, независимо от состояния сына.

Бог посчитался с мнением израильтян, Он высказал им свою боль и неодобрение, Он предупредил о последствиях и высокой цене выбора — и, когда народ настаивал на своем, Он как любящий Отец, тяжело вздохнув, сказал: «Что же, вы выбрали свою судьбу, пренебрегши Моей волей, но Я и в этой ситуации не оставлю вас и буду помогать свести к минимуму негативные последствия. Я помогу вам выбрать царя…»

Что можно и чего нельзя верующим?

История выбора евреями царя может многому научить и нас. Она помогает нам понять участие Бога в нашей личной судьбе. Она показывает нам, что в Бога есть Свои планы относительно нашей судьбы — поэтому Он дает нам Свои законы, правила и запреты. Мы иногда неправильно понимаем те ограничения, о которых читаем на страницах Библии или видим в поместных церквах и объединениях церквей, считая, что они надуманы, «несовременны», нелогичны. Так же иногда думают об отцах дети, которым запрещают кататься на велосипеде на скоростной трассе или заставляют тепло одеваться зимой. Мы забываем, что воля Божья с ее ограничениями и запретами — это желание Отца помочь нам построить счастливую судьбу.

С другой стороны, Бог учитывает наш личный выбор, даже если он в чем-то идет против воли Божьей. Но мы тогда ЛИЧНО отвечаем за этот выбор, мы лично платим цену за него. Поэтому фразы типа: «И куда Бог смотрит? Почему Он мне дал такую тяжелую судьбу?» — некорректны. Не Бог, а мы сами, а нередко еще и при помощи наших родителей и дедов, выбираем себе судьбу. Ведь скажите, какая судьба может ожидать детей, у которых родители пьяницы или наркоманы?

В-третьих, эта история еще раз свидетельствует нам о том, что идя своей дорогой, выбирая свою волю, даже верующие люди рискуют в будущем отойти незаметно от Бога. Конечно, в израильтян были еще и другие причины, но желание жить «при царе» значительной мерой отвернуло еврейский народ от Бога-Иеговы.

Служителям церкви часто ставят вопросы: «Что можно, а чего нельзя верующему?» Апостол Павел очень кратко и точно высказал это так: « Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12). Так что христианину можно все, но какие последствия этого «можно»? Как правило, они тяжелы и трагичны. Поэтому здравый смысл подсказывает: лучше слушать советов Бога — и жить счастливо, чем идти по своим желаниям — и попасть в ситуацию, в которой оказались в свое время евреи.

Итак, в чьих руках судьба людей и народов? Она — в руках самих людей. Это значит, что Бог дал нам право распоряжаться ею, выбирать свою дорогу. А еще это значит — мы имеем право отдать свою судьбу в Божьи руки. А Он, как добрый Отец и Мудрый Царь, поведет нас на «пажити злачные», Он будет Пастырем, Который поведет нас «к водам тихим». И «если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс.2).

Юрий ВАВРИНЮК,
"Благовісник", 3,2012