Адреса церквей ХВЕ

 

 

Размышления над Словом Божьим

Будет ли конец света?

Нам еще с детства приходилось слышать о конце света. Под этим подразумевались глобальные катастрофы, следствием которых будет истребление людей и всего, что на земле. Вспоминаю, когда мне было 6-8 лет, об этом говорили мои родственники, но я воспринимал это как нечто сказочное. Как-то пришла к нам кузина и стала рассказывать об океане, о цунами, землетрясениях, о космосе, о том, какая наша земля маленькая, и что на нее может упасть комета или астероид — и она сгорит. Мне стало страшно. В моем воображении возникли картины разрушений и пожаров, которые я видел по телевидению в фильме о войне. Это же не станет мамы, отца, братьев, меня. Это тот же конец света, о котором я слышал, но не придавал этому значения. Оказывается, земля, по которой я хожу, ненадежна. Все в один миг может измениться.

Это меня долго беспокоило. Но потом забылось. Но еще одно событие напомнило мне о конце света — смерть моего двоюродного брата, он был моложе меня и умер от менингита. Мне же было пятнадцать. Я шел за похоронной процессией — и меня просто раздавливало осознание реальности смерти. Я страдал, понимая, что могу умереть в любой миг — и уже никого и ничего не буду видеть. Теперь конец света не был таким далеким, как раньше, потому что я понял, что он для каждого человека наступает с его смертью. Это было еще одним моим открытием, которое принесло мне много переживаний, но и оно отошло в глубокие тайники сознания, как и много чего, что тревожило душу. Человек не может жить в постоянном стрессе, и поэтому забывать неприятности — это защитная реакция человеческой психики. Но мысли о смерти, о моем конце и всего, что вокруг, время от времени возникали в моей памяти и заставляли размышлять над своей жизнью: правильно ли я живу, для чего я живу и что оставлю после себя. Так постепенно я начал думать о Боге. Мне важно было знать, есть ли Он. А Бог, конечно, следил за мной, и послал мне верующих людей, которые стали моими друзьями и постепенно вели меня к вере. И вот, благодаря общению с христианами и чтению Библии и религиозной литературы, я стоял перед выбором — быть или не быть с Богом, довериться Ему или нет. Поскольку моя вера была еще не такой твердой, Господь помог мне определиться в сновидении о конце света. Тогда я был студентом и периодически приезжал домой в село. Иногда приходилось идти от райцентра пешком через луг километров десять. И вот мне приснилось, что я иду по лугу. Лето. Чистое голубое небо. Яркое солнце. Буйство трав, цветы. Вдалеке виднеется село. Так красиво. И вдруг душу охватывает невероятная тревога, просто до ужаса. Я слышу, что воздух будто наполняется замедленным воем сирен, но на очень низких регистрах. Поднимается ветер. Я в неосознанном ужасе оглядываюсь — и вижу на горизонте зарево и огромную тучу, которая напоминает гриб. «Это конец!» — пронзают сознание слова. Я падаю на колени с мыслью о Боге и просыпаюсь. С этого времени я уже не сомневался, что Бог есть, и конец света все-таки будет. Впоследствии, став христианином, перечитывая Библию, я не однажды утверждался в неотвратимости конца света и в том, что он наступит внезапно, тогда, когда его меньше всего будут ожидать люди. Но такого выражения, как «конец света», в значении его уничтожения, мы не находим в Библии. Это словосочетание в Святом Писании касается окраин земли. Как вот в Евангелии от Матфея: «Царица южная восстанет на суд с родом этим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломона» (12:42)или в Послании апостола Павла к римлянам: «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (10:18). То, что мы понимаем под концом света, передано словосочетанием «кончина века», которое употребляет Иисус Христос тогда, когда рассказывает притчу о сеятеле и дает указания ученикам перед Своим вознесением.

Кончина века в Евангелии от Матфея связана со вторым пришествием Иисуса Христа на землю. Однажды, когда Иисус сидел на Елеонской горе, к Нему подошли ученики и спросили: «…какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф.24:3), будто бы объединив эти два события в одно. Кроме того, в этом же Евангелии Иисус вспоминает о судном дне, что в контексте воспринимается как синоним «конца века» (см. Мф.10:15; 12:36).

Апостол Петр в своем Втором послании, когда говорит о дне Господнем, тоже имеет в виду конец света, потому что в тот день, согласно его словам, «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10).

О дне Господнем пишет и апостол Павел в Первом послании к фессалоникийцам, предупреждая христиан, что он наступит внезапно: «…день Господен так придет, как вор ночью. Ибо когда будут говорить: «Мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1Фес.5:2-5). Кроме того, апостол Павел называет этот день «днем гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5-12).

Традиция называть конец света днем Господним берет свое начало с Ветхого завета, в котором пророки Исаия, Иоиль, Амос, Софония, Малахия день Божьих судов над грешниками называет именно днем Господним, добавляя к этому словосочетанию эпитеты великий, суровый, весьма страшный. И действительно, день Господен наведет ужас на каждого человека, потому что это и будет конец света, о котором люди много говорят, но мало осознают, что это такое. Вот таким его увидели пророки: «Горе желающим дня Господнего! Для чего вам этот день Господен? Он тьма а не свет… Разве день Господен — не мрак, а свет? Он тьма и нет в нем сияния» (Ам.5:18,20). «Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающей яростью, чтобы сделать землю пустыней и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и созвездия не дадут своего света; солнце померкнет при восходе своем, и луна не засияет светом своим» (Ис.13:6-11).

«Да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господен, ибо он близок — день тьмы и мрака, день облачный и туманный… Ибо велик день Господен и весьма страшен. И кто выдержит его?» (Иоил.2:1-11). «…уже слышен голос дня Господнего; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева — день этот, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы…» (Соф.1:14-15).

Возникает вопрос: почему в Библии мы не находим выражения «конец света», который на устах многих и которым люди научились спекулировать, чтобы извлекать из этого какую-то корысть? А потому, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Следовательно, у Бога нет намерения уничтожить мир, Он его любит, поэтому хочет спасти или обновить (см.Мф.19:28), или же изменить.

Будет конец одного века — века зла, за которым наступит век абсолютного добра — тысячелетнее царство. Кроме того, в центре смены веков будет Иисус Христос. Именно Он, придя во второй раз на землю в Божественной силе и славе, совершит эту перемену, освободив от страданий верных Ему и наказав зло. Поэтому Бог желает, чтобы внимание людей было приковано не к ужасам суда Божьего, а к Самому Христу. Люди должны ожидать Иисуса Христа. И, конечно же, бодрствовать, беречь чистоту веры и собственной жизни, ожидая того дня, как написано: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягощались объедением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех, живущих по всему лицу земли. Итак, бодрствуйте во всякое время и молитесь, чтобы вы смогли избежать всех этих будущих бедствий и предстать пред Сыном Человеческим» (Лк.21:34-36). Не нужно бояться конца века. Наоборот, Иисус, рассказывая о том, что накануне Его второго пришествия «восстанет народ на народ, и царство на царство», что «будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк.(21:10,11), призывает: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк.21:25-28).

То есть радуйтесь, потому что скоро Тот, Кто спас всех вас от греха и вечной погибели — Иисус Христос, спасет вас и от мук. Наконец, радостное усердное ожидание Господа — это смысл жизни настоящего христианина. Он вместе с Духом и Невестой Христа — Его Церковью вдохновенно произносит: «Да, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:17,20). Так что, будет конец света — света преступлений, зла, страданий. И его принесет Христос Своим славным вторым пришествием, как Он и завещал.

Василий МАРТЫНЮК

"Благовісник", 2012,1